Разделы

Главная страницаФестиваль педагогов
Абу Насыр Аль-Фараби

Автор: Великие имена

Материалы автора:

1

Дорогие друзья! Приглашаем окунуться в мир мудрых мыслей, в занимательный мир философских размышлений, мудрой поэзии и мыслительной мощи бытия! А точнее, я хочу вам рассказать о великом арабском философе, ученом-энциклопедисте Абу Насыр Аль-Фараби.

Абу Насыр ибн Мухамед Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби родился в 870 г. в городе Фараб. Этот город находился на берегу реки Сырдарья при впадении в нее реки. Родился Абу Насыр в семье военачальника, выходца из кыпчакской среды. Позже город Фараб стал называться Отраром, развалины которого сейчас находятся в Южно-Казахстанской области.

С детства Абу Насыр был очень любознательным мальчиком, увлекся науками, изучал персидский, греческий языки, читал научные трактаты на этих языках. Любимым его местом времяпровождения была богатейшая библиотека в Отраре, которая по числу книг была второй после знаменитой Александрийской библиотеки.

Продолжать cвое образование молодой философ отправился в город Багдад, столицу и культурный центр Арабского халифата, который считался Меккой для интеллектуалов того времени. По пути он побывал во многих городах Ирана: Исфахане, Хамадане, Рее (Тегеран). В Багдаде Фараби приступил к изучению различных отраслей науки и языков. Его интересовали астрономия, логика, теория музыки, математика, этика, медицина, психология, право. Именно в Багдаде он основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и по истечении определенного времени занимает первенствующее место среди них благодаря нравственной высоте и силе мысли. Именно здесь ему был присвоен титул «Муаллим ассана» – Второй учитель. Звание «второго» подразумевало наличие «первого», под которым имелся в виду Аристотель.

Вскоре Фараби стал известным учёным. В 941 году он перебирается в Дамаск, где проводит оставшуюся часть жизни, занимаясь научной работой. В Дамаске Фараби завершает начатый ранее «Трактат о добродетельном городе».

В первые годы жизнь Фараби в Дамаске не была легкой. Он в большей степени жил подальше от дворцовой суеты, довольствуясь скромным жалованием в четыре дирхема, а научной деятельностью занимался лишь по ночам, при свете купленной на заработанные днем деньги свечи.

Хочу отметить, дорогие ребята, что он много времени уделял изучению языков и в этом достиг поразительных результатов. В конце жизни он владел более чем семьюдесятью языками!

В литературе существует рассказ, как в Дамаске Фараби пришел к правителю Сайф ад-Дауле, когда у него происходило собрание ученых.    Когда Фараби вошел в зал, где правитель восседал на троне, тот предложил ему сесть. Тогда ученый спросил: «Как сесть, сообразно моему сану или сообразно твоему?» «Сообразно твоему», – ответил правитель. Тогда Фараби прошел мимо всех эмиров и сел около трона. Государь рассердился и сказал своему телохранителю на тайном языке, который знали только немногие посвященные: «Этот тюрк нарушил все правила приличия, поэтому, когда он встанет (по окончании собрания), вы накажете его за невоспитанность». Тогда Фараби спросил: «Я никакого проступка не совершил, за что я буду наказан?». Услышав этот вопрос, изумленный Сайф ад-Даула спросил: «Ведь в народе этого языка никто не знает, где и у кого ты его изучал?». Аль Фараби ответил: «Мне пришлось изучать многие языки, я знаю больше 70 их». В этот момент кто-то из ученых задал вопрос, и началась дискуссия среди собравшихся. Никто не мог ответить на этот вопрос, и тогда Второй учитель всесторонне разъяснил его, и никто не смог с ним спорить.  Правитель обратился к Фараби: «Судя по всему, ты и есть тот, кого среди знатоков тайн мира называют «вторым» после Аристотеля?" Аль-Фараби ответил утвердительно. И пришлось Сайф ад-Дауле просить у него прощения за то, что не узнал мудреца и обидел его, а Аль-Фараби пожелал правителю здоровья.

Фараби мечтал просветить народ, соединить просвещение с развитием в людях человечности. Его кредо: человек, стремящийся к науке, должен быть достойным и хорошо воспитанным. Он должен начинать с изучения Корана и юридических наук, быть честным и правдивым, держаться подальше от интриг, лжи, хитростей; должен быть свободомыслящим человеком, опирающимся на основы права, использовать принципы шариата, не искажая их.

Немалый вклад внес Фараби и в музыковедение. Основной его работой в этой области является «Большая книга о музыке», которая является важнейшим источником сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. В этой книге Фараби дает развернутое определение музыки, раскрывает её категории, описывает элементы, из которых образуется музыкальное произведение, всесторонне обосновывает положение о положительных свойствах музыки и ее воспитательной роли.

Мыслитель считал интеллект одним из необходимых атрибутов деятельности человека. Он считал, что интеллект – основа человечности; доказывал бессмысленность столкновений и войн между людьми. Поэтому достичь самого высшего блага, то есть счастья и мира на земле можно только через компромиссы. Ради достижения реального счастья Фараби призывал людей к самосовершенствованию путем постоянного поиска и обучения. В «Социально-этических трактатах» ученый писал, что только «благодаря нраву от человека исходят безобразные и прекрасные действия».

В завершение, хочу отметить вам, ребята, что Фараби был поистине человеком мирового уровня. Он сблизил и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и своей собственной, тюркской культуры. Он оставил после себя богатое наследие, охватывающее самые различные отрасли знаний. Ученый написал около 160 трактатов по философии, этике, эстетике, логике, лингвистике, литературоведению, музыке, математике, физике, астрономии и другим наукам. Имя аль-Фараби прославили такие труды, как «Слово о классификации наук», «Ответы на вопросы философов», «Книга букв», «О том, что должно предшествовать изучению философии», «О значении слова интеллект», «Отношение философии к религии» и многие другие.