KZ

Главная страницаФестиваль педагогов
Бауыржан Момышулы
Великие имена

Автор: Великие имена

Материалы автора:

1
15 февраля 2019   
Мысли о военно-патриотическом воспитании
(отрывки)
...Патриотизм – любовь к Отечеству, сознание прямой зависимости личного благополучия от общественно-государственной безопасности. Это сознание – связывающее звено личности и государства воедино, признание своей зависимости от государства, сознание того, что укрепление государства есть укрепление личности. Только любовь к Отечеству служит моральным оправданием убийства на войне, нравственным основанием военного дела.
...Национальный дух, или национальная гордость, – благородная черта и качество личности, даруемые ей нацией, народом, с которым личность связана кровным единством и общностью происхождения, территорией, языком, бытом, нравами, психологическими традициями, имеющими вполне определенные и самостоятельные, отличные от других качества и особенности, с которыми нужно обязательно считаться, чтобы направить это чувство в общее русло понятия патриотизма, любви к Отечеству, к нации, используя его как могучее средство воодушевления войск и подъема энергии на большую высоту.
Уважая себя, можешь уважать других. Являясь полноценной личностью данной нации и гордясь своей нацией, ты можешь достойно относиться к другим народам. К примеру: русские должны быть глубоко русскими для того, чтобы быть интернационалистами. Есть два понятия: национальный дух – это благородная черта, национализм – это порок личности в нации... Некоторые с легкостью путают национальный дух, или национальный патриотизм, с национализмом. Здесь обязательно надо разобраться. Во время войны и русские пытаются разобраться в этом вопросе и говорят – мы русские! И это правильно, а вот до войны мы были сильно «интернационалисты». Национальный дух имеет прекрасные свойства, познание своей нации, и нам надо развивать эти благородные черты, такой человек глубоко и возвышенно понимает свой долг перед Отечеством, и перед народом прежде всего, и братством народов.
Все народы способны на все великое и прекрасное. Великое чувство народов подверглось в этой войне большому испытанию, и оно выдержало это испытание и многим открыло глаза. В этой войне ни одна из народностей и национальностей Советского Союза не имеет права воевать хуже другой. Предположим, что один народ плохо воюет; какое же основание уважать этот народ? А тот народ, который воюет хорошо, достоин глубокого уважения. Исходя из этих основ дружбы и братства народов, национальная гордость есть залог дружбы наций...
Воспитание добропорядочного гражданина со всеми желательными, благородными качествами – дело далеко не легкое. Оно требует не только хороших воспитателей, но и их кропотливой работы в течение десятилетия. Оно многостадийно, многогранно и трудоемко.
Проблема воинского воспитания есть проблема воспитания от пеленок до штыковой атаки. Родительское воспитание – самая главная стадия дошкольного воспитания. Школьное воспитание, общественно-молодежное воспитание – самая важная стадия в становлении человека. В общественном же воспитании человек нуждается до самой гробовой доски. Совершенно ошибочно считать, что взрослого не нужно продолжать воспитывать. Солдат – взрослый человек, но его общественное положение... требует не менее заботливого отношения и опеки, чем над юнцами. Совершенно недопустимо, чтобы душа солдата паслась на подножном корму. Я считаю преступлением, когда бойцы на фронте не получают самого элементарного, скудного пайка из арсенала родного языка, родной литературы, родной музыки.
Воспитание имеет целью выработать качества добропорядочного, воинственного человека. Это достигается выращиванием в человеке убеждения, что преданность семье, народу, Родине, государству, уважение к старшим, соблюдение законов, порядка, обычаев и традиций неразрывны, до органичности связаны с его личным благополучием, что забота об общественном благополучии является для него жизненной и духовной необходимостью, что только правильное отношение к общественным нуждам (от каждого по способностям) награждается общественным благополучием, что для него это необходимость, без чего он не может жить и существовать...
Воспитание этих понятий вводится в сознание и вырабатывает самостоятельный характер индивидуума для осознанной деятельности; нравственный облик его должен быть чуждым страху и рабскому поклонению, что и составляет путь безграничной любви и доверия к государству – народу, исходящих от чистого сердца и вдохновения...
Сущность военного воспитания заключается в выработке качеств в бойце, способности преодолевать тяжести, лишения, страх.
В войне у человека-бойца резкое выражение проявляют два чувства: чувство сознания долга и чувство страха. Чувство самосохранения у наших бойцов в подавляющем большинстве относится скорее к первому, чем ко второму.
Перед боем и во время боя происходят «ожесточенные бои» внутренняя борьба у бойца между этими двумя чувствами. Если в этой жестокой внутренней борьбе победит чувство сознания долга, чувство внутренней ненависти к врагу, такой боец способен совершить чудеса, драться мужественно, отважно, умело проявляя на каждом шагу находчивость, военную хитрость, железную стойкость в самый критический момент боя. У такого бойца развито созидательное чувство самосохранения, но он не злоупотребляет им, у него не менее развито чувство способности к самопожертвованию, если этого потребует обстановка боя...
У кого в результате внутренней борьбы побеждает чувство страха, тот, как правило, погибает первым и, обиднее всего, без толку и без пользы дела, так как с целью «самосохранения», вытаращив глаза, дрожа от страха, он или суетится на одном месте, или безрассудно, как заяц, мечется из стороны в сторону, не ориентируется и теряется в обстановке и наконец теряет голову и жизнь свою без пользы для себя и для других...
Твердая воля заглушает страх, тяжелые впечатления боя, преодолевает утомление, голод, холод и прочие невзгоды и физические страдания, подчиняет себе волю подчиненных, посылает себя и других на опасность для достижения цели. Короче говоря, воля есть двигатель средств борьбы к цели, преодоления препятствий на пути к ней... Воля приводит в действие средства, выполняет распоряжение, поддерживает энергию, т.е. воля есть сочетание способности самостоятельного решения и способности практического проведения в жизнь принятого решения... Воля – сознание способности к самостоятельному здравому и разумному решению и проведению в жизнь принятого решения, т. е. согласованные действия ума и чувств.
Храбрость – умение вести себя на поле боя в строгом соответствии с занимаемой должностью, воинским званием, обстановкой боя в интересах выполнения задачи. Обычно принято понимать под храбростью необычайно сильное повышение деятельности нервной системы, физических и духовных сил к достижению цели хотя бы ценою личной гибели, что, мне кажется, не совсем, не всегда, не везде верно, – такие действия чаще всего относятся к понятию «решительность». Скрытая совокупность ума, воли, энергии, самообладания, настойчивости, инициативы, решительности есть понятие мужества...
Героизм не дар природы, а результат военного воспитания, сознательного принуждения себя идти на опасность для выполнения возвышенного чувства человека – выполнения долга, ограждая, прежде всего, собственную честь и благородное достоинство гражданина от чувства стыда, низости и позора, соревнуясь с подобными себе в благородстве, равенстве...
Смелость есть сочетание расчета действия с риском. Риск оправдывает расчет. Без расчета риск не благоразумен...
Храбрость есть сочетание ловкости со смелостью, лихость без ума – самодурство... Воинская хитрость не есть торгашеская хитрость...
Ловкость – результат строго последовательного воспитания (тренировки) ума, быстрого и дисциплинированного послушания наших мускулов для молниеносного действия...
Слово солдата – благородное слово. Солдат должен быть рыцарски благородным человеком и гордым, как никто другой
Гордость убивает страх, порождает отвагу.
Грязь убивает гордость, разлагает личность во всем...
Нечистоплотность и неряшливость по кусочкам убивают личную гордость, благородные качества человека, и человек опускается не только в грязь в обыкновенном понятии, но и в грязь низости, нрава, морали, облика, ума, тела, души; командир не должен этого допускать лично сам и позволять своим подчиненным.
Солдат должен быть во всем красивым (не столько для девушек, сколько для службы) и выполнять свои обязанности в строю и в бою рефлексивно, в силу привычки, как натренированный гимнаст, это высшая ступень солдатской квалификации, ее может воспитать и привить только командир большого государственного ума и военной культуры, не лишенный способности постоянного здравого анализа событий дня, недели, месяца...

Бауыржан Момышулы (1910-1982) – Герой Советского Союза, панфиловец, участник битвы за Москву, писатель, военный педагог.

В годы Великой Отечественной войны командовал батальоном, полком прославленной гвардейской Панфиловской дивизии, сформированной в г. Алма-Ате. Слава о его доблести и мужестве, умении вести бой широко распространилась еще во время войны, и имя его стало легендарным. В последний год войны он командовал 9-й гвардейской дивизией. Тогда же начал пробовать себя в публицистике, развивая военно-педагогические мысли на страницах военных изданий.
Главной темой его произведений является военно-патриотическое воспитание молодежи, интернационализм и дружба. После смерти Б. Момышулы ему присвоено звание «Халық Қаһарманы» («Народный герой») – высшая степень отличия, которая присваивается за выдающиеся заслуги перед Казахстаном, связанные с совершением геройского военного подвига.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.