Разделы

Главная страницаФестиваль педагогов
Бухар жырау Калкаманулы

Автор: Великие имена

Материалы автора:

1

Бухар жырау Калкаманулы

          (1693-1787 гг.)

Бухар жырау Калкаманулы – казахский акын, жырау, видный представитель казахского устного поэтического творчества. Бухар жырау родился в 1693 году в Баян-ауле на территории нынешней Павлодарской области, а умер в 1787 году в районе гор Далба. (По другим данным годы жизни Бухара жырау – 1668-1781.)

Бухар происходит из рода Аргын. Отец Бухара Калкаман был батыром.

Биография Бухара жырау полна легенд. По преданиям, Бухара прозвали «көмекей әулие» («святая гортань»). Его дар поэтической импровизации считали вещим. С детства, сообщают хранители легенд и преданий. Бухар был «сақау» - глухонемым. Однажды, когда мальчику было 7 лет, его родные уехали на похороны родича. В пустом ауле, подойдя к месту, где доили кобылиц, Бухар попал в неведомо откуда налетевший смерч, и тогда из его уст безостановочно полилась песня. Глухонемой услышал и заговорил, но заговорил не простой речью, а стихами. В других версиях этой легенды говорится, что Бухар был исцелен от немоты и награжден поэтическим даром старцем, явившимся ему во сне.

Бухар стал бием уже в молодом возрасте. Вместе с Казыбек би, Толе би и Айтеке би он участвовал в составлении «Законов Тауке хана» – «Жеты Жаргы». Выходец из народа, Бухар, благодаря своим доблести и красноречию, «из простых стал ханом», «из черных стал светлым» и по праву считался влиятельнейшим бием своей эпохи.

Феномен Бухара жырау возник в очень сложное для казахского народа время. Быть или не быть – так стоял вопрос. Джунгары наступали на казахскую землю как смерч, уничтожающий все признаки жизни на своем пути. А рядом уже явственно ощущалось дыхание двух гигантов – России и Китая. Тиски, окружившие казахскую степь, были поистине стальными.

В своих произведениях Бухар жырау призывал людей к единству, дружбе и героизму. Когда казахское государство слабело и распадалось на части, самым сильным правителем среди казахских ханов стал Аблай. Он хотел объединить все три жуза в единое могучее централизованное государство. Бухар, сам лелеявший эту мечту, считал Аблая исполнителем своих заветных стремлений и, став его советником, поддерживал его словом и делом. В этом творческом содружестве раскрывается смысл политики и дипломатии Аблая и мысли Бухара об обществе и его устройстве, о назначении и роли правителя, о силе духовной сплоченности народа. Бухар с удивительной проницательностью угадал гений Аблая, искренне поверив в него, а Аблай со своей стороны увидел в лице поэта глубокого мыслителя, истинного певца своего народа.

Батыры, выдвинувшиеся в эпоху Аблая и ставшие его соратниками, чтили Бухара как великого человека и идейного вдохновителя. Богенбай, которого в 1710 г. выбрали предводителем в борьбе с джунгарами, почитал за честь свою дружбу с Бухаром жырау.

Слово Бухара – весомое и мудрое. Благодаря его жырам «Садыр, қайда барасың?», «Айналасын тер тұтқан», «Ой, Абылай, Абылай», «Ей, заман-ай, заман-ай», «Ашуланба, Абылай» мы можем проследить воочию за живым процессом истории той эпохи. Бухару удалось настолько впитать в себя богатство устного творчества и выразить через его традиционные мотивы свое время, что его по праву можно считать одним из родоначальников казахской литературы.

Подготовила: Керимбаева С.Р.