KZ

Главная страницаФестиваль педагогов
Толе би
Великие имена

Автор: Великие имена

Материалы автора:

1
05 августа 2019   

    Толеби

(1663 – 1756)

Пожалуй, в каждом городе Казахстана есть то или иное упоминание о Толе би – знаменитейшем бие Казахского ханства – будь то улица, памятник, название зданий, местностей и т.д. Это неудивительно, ведь Толе би сыграл значительную роль в истории казахского народа и его объединении.

Толе родился в 1663 г. в урочище Жайсан в Жамбылской области. Он происходит из дулатовского рода жаныс. Известно, что в этом роду до Толе не было ни баев, ни биев.

Толе би рос очень развитым и смышленым мальчиком. Его любили и уважали сверстники и взрослые. Он любил сочинять песни, с детства был красноречивым и находчивым. А с 15 лет Толе уже участвовал в собраниях судей, где к его мнению прислушивались благодаря красноречию и справедливости Толе.

Находчивость, мудрость и тонкость суждений Толе би нашли признание в народе. Про Толе би говорили: «У благой мысли есть источник, у ее автора – духовный отец Майкы», имея в виду, что Толе би впитал в себя дух Майкы би (великого казахского родоначальника института биев). Сыныр-жырау, Асан Кайгы, Жиренши считали Толе би опорой для ханов, отмечали его красноречие и заботу о нуждах простых людей.

В период объединения жузов Толе би занимал должность верховного судьи и считался главным бием всех жузов. Но под воздействием казахско-джунгарских столкновений единое Казахское ханство стало распадаться на ряд мелких ханств. В те времена казахские и джунгарские ханства постоянно враждовали. Джунгары намеревались уничтожить казахский народ, а оставшихся в живых поработить. Толе би возглавил народное сопротивление захватчикам и сыграл важную роль в объединении казахов против джунгарских оков. Объединившись с батырами Кабанбаем, Богенбаем и Жанибеком, он создал единый народный фронт борьбы за свободу.

Кроме того, Толе би и главные судьи среднего и младшего жузов Казыбек би и Айтеке би втроем помогли султану Абылаю возвыситься для того чтобы объединить и усилить казахское ханство против джунгарских завоевателей.

Толе би был одним из первых, кто приметил будущего хана Абылая. В стихотворении, посвященном детству будущего великого хана, Бухар-жырау вспоминает, как маленький Абылай был работником у Абилмамбета и пас верблюдов у Толе би. А в поэме «Сабалак» Бухар описывает беседу Толе би с мальчиком-пастухом в старой рваной одежде, с потрепанными волосами, на вид желтовато-смуглым, но с острым взглядом нахохленного соколенка. Юный Абылай, всегда серьезный, неулыбающийся, пас овец, когда к нему обратился Толе би: «Примечаю в тебе что-то особенное, как человек благородного происхождения выглядишь, как гордый сокол». «Без роду я и без племени, нечем похвастаться, отца, матери, отчего дома и народа у меня нет, называйте меня как вам угодно». Так и прозвал Толе би мальчика за обросшие волосы, рваную шапку и растрепанный вид Сабалак. Мудрый Толе би, понимавший толк в людях, разглядел в нем будущего великого хана, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях, и всячески поддерживал.

По преданию, когда во время одного из нашествий джунгар казахи повсеместно стали спешно покидать насиженные места, один Толе би не стал разбирать своего жилища. «Почему ты не собираешься уезжать?» – спрашивали у него. «В этом году одна ласточка поселилась наверху моей юрты. Это ведь легендарная птичка: во время потопа, когда корабль Ноя тонул, она спасла его. Не могу же я разорить ее гнездо и уничтожить ее птенцов», – отвечал мудрый Толе. «Это поистине святой человек», – подивился военачальник джунгар и не тронул Толе би и его окружение. С тех пор в окрестностях Ташкента и Шымкента сохранилась традиция прямо не называть имени Толе би, а говорить «Абыз», «Карлыгаш аулие» или «Карлыгаш би». 

Толе би высоко ценил роль семьи в жизни человека. Он говорил, что семья – это основа человека, она должна быть как одна воля, как один кремень. И если весь казахский народ будет силен единством, братской солидарностью, то он станет образцом для последующих поколений, а дух батыров будет вдохновлять народ к победе.

После смерти в 1743 г. хана Старшего жуза Жолбарыса, в течение следующих шести лет фактически правителем Ташкента был Толе би. Благодаря своей мудрости и справедливости он пользовался большим влиянием во всех жузах. Его уважали и прославляли акыны и жырау, с ним считались бии Среднего и Младшего жузов. Умер великий би в 1756 г. в Акбурхан-орде Шымкентской области.

Жизнь Толе би можно охарактеризовать его же словами: «Для народа счастье не в богатых людях, а в мудрых». В трудный для казахского народа период Толе би проявил достойные восхищения качества истинного лидера, мудрого главы народа.

 

Подготовила: Керимбаева С.Р.

Центр «Бобек»

Добавить комментарий



Комментарии (1)


незнайка
22 апреля 2020 в 10:57
Комментировать

какие мысли у толе би какие слова,какие поступки какие качества характеризирует толе би