KZ

Главная страницаЭлектронная библиотека
Электронная библиотека
Электронная библиотека

Могущество самопознания

Раманантата, Йог

Могущество самопознания

Изд-во:  «Старклайт»,

Год издания: 2013

Объем: 336 стр.

Пифагор (570 – 496 гг. до н.э.) – одна из величайших фигур, завещанных нам античностью. Он знал всё, что возможно объять уму человеческому. Пифагор – это имя-легенда, имя-символ, имя-загадка. Дельфийский оракул предсказал отцу Пифагора, что у него родится дитя, «которое будет выделяться среди всех когда-либо живших красотой и мудростью и принесёт человеческому роду величайшую помощь на все времена». Афоризмы, а по сути дела правила и законы Пифагора – величайшего гения человечества – потрясают своей мудростью, ясностью и простотой. Всё сказанное здесь не только не устарело, но кажется предназначенным для сегодняшнего дня.

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, родоначальник фи- лософской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи беседы. Мыслитель на все времена. К. Маркс справедливо назвал Сократа «воплощённой философией», «олицетворением философии». В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Ещё в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца. Дельфийский оракул признал Сократа «са- мым мудрым из греков». Всевозможные дискуссии и обсуждения и сегодня нередко сопровождаются прямыми или косвенными ссылками на учение и личность Сократа. Сократ был и остаётся одним из вечных «спутников» человечества.

Эпиктет (55 – 135 гг. н.э.) – древнегреческий философ, один из столпов философии стоиков, учения, не только проповедовавшего, но и претворявшего на деле величие и красоту человеческого духа. Фрагменты Эпиктета – это правила добродетельной жизни, т.е. что следует и чего не следует делать, чтобы жить такой жизнью. Эпиктет учит или, если угодно, советует не тревожиться и не беспокоиться о том, что не в нашей власти и чем мы не можем сами распорядиться. Не желать того, что не твоё, – значит не подчиняться тому, что от тебя не зависит. Фрагменты, входящие в настоящую книгу, впервые переведены на русский язык, поданы в логически упорядоченном виде и пред- ставлены в рубриках, наиболее значимых для методологии стоиков.

 


ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙСТВО

Пифагор – это имя-легенда, имя-символ, имя-загадка. Для большинства наших современников он, наверное, значим лишь как автор знаменитой теоремы, и только.  А это очень жаль.

Пифагор Самосский (570 – 496 гг. до Р.Х.) – одна из величайших фигур, завещанных нам античностью. Он не только знал всё то, что возможно объять уму человеческому, но и присоединял к знанию вещей великодушные чувства, влекущие благородную душу к стремлению все благодеяния природы, предоставленные ею в распоряжение человеческого прогресса, и все открытия науки заставить служить счастью людей.

Родился Пифагор на греческом острове Самос, а большую часть жизни прожил в Южной Италии. Родителями его были Мнемарх и Пифаида, но жители острова, убеждённые в божественном происхождении философа, приписывали отцовство Аполлону, а род Пифагора – потомству Зевса. Буквально имя «Пифагор» переводится как «тот, о котором объявила Пифия». По словам Ямвлиха, дельфийский оракул – жрица-прорицательница Пифия – предсказал Мнемарху, что у него родится дитя, «которое будет выделяться среди всех когда-либо живших красотой и мудростью и принесёт человеческому роду величайшую помощь на все времена».

После рождения ребёнка отец воздвиг величественное святилище Аполлону и нанял для сына лучших наставников. С ранних лет Пифагора люди начали замечать в нём признаки особого ума и раннюю мудрость, отчего и возникла молва о его божественном происхождении.

В восемнадцать лет Пифагор тайно покидает отеческий дом и отправляется в Сирию постигать тайные знания у финикийских жрецов, а затем и к жрецам в Египет, к лучшим в те времена прорицателям и наставникам тайного знания. Тринадцать лет провёл Пифагор в Египте, изучая астрономию, геометрию и мистические таинства, пока персидский царь Камбис II не завоевал Египет. Пифагора в числе прочих пленников увели в Вавилон в качестве раба. Там он продолжил свои поиски знаний, изучая науку о числах, музыку и многие другие предметы. К пятидесяти годам он возвращается на родину, на остров Самос.

Слава о великом философе разнеслась по всей Элладе, и сотни людей начали приезжать на остров для того, чтобы увидеть мудреца и пообщаться с ним. Это тяготило Пифагора, к тому же много времени он был вынужден уделять общественной деятельности. Поэтому он принимает решение покинуть остров и переезжает в италийский город Кротон.

По прибытии в Италию Пифагор узнаёт, что многие города находятся там в рабстве друг у друга. Своим красноречием и личной храбростью он способствует низложению Фалариса, тирана сицилийского. Мудрыми советами возвращает свободу, устраняет смуту и разногласия и примиряет италийскую знать. Он дарует мудрые законы многим народам, просящим его об этой милости.

Это был одновременно учёный, философ и организатор. Считается, что он первым ввёл в обиход понятие и термин «философия» (любовь к мудрости) и назвал себя философом. Он же первым ввёл в употребление понятие и термин «гармония» (связь, стройность целого, соразмерность частей, созвучие) и учил о её важности в жизни человека и устроении вселенной.

Идеолог аристократии и благородства духа, Пифагор основал школу философии и мудрости, организация которой покоилась на восхитительных принципах: наука, нравственность, патриотизм сливались в ней в величественное и гармоничное целое. Пифагорейская школа взрастила новых законодателей и защитников прав человечества.

К несчастью, неустойчивость дел человеческих, этот зловещий закон, согласно которому за эпохой героических усилий и свершений наступает время застоя и упадка, призывает к жизни моральных уродов и чудовищ, которые соединяют дьявольскую ловкость и хитрость с намерением остановить продвижение человечества к истине и справедливости. Воспитательная и просветительская деятельность Пифагора вызвала сильнейшую реакцию сил тьмы, пифагорейцы были перебиты, а школа их вместе с её филиалами сожжена. Эта трагедия породила катастрофу в умственной жизни греков, направив ход мысли по совершенно ложному пути. Началось увлечение «системами», научное рвение выродилось в нескончаемые и праздные догадки о строении вселенной. Никакая связь не объединяла более философов (а вернее уже сказать, софистов) между собою. У каждого из них было собственное представление об устройстве мира, и все силы воображения такой софист (платный учитель премудрости) употреблял на то, чтобы показать превосходство своей системы надо всеми прочими. Отсюда бесконечные и пустые споры, так как софисты не опирались на наблюдение фактов, которые не удосуживались даже более изучать.

Вернёмся, однако, к самому Пифагору. Его основным правилом было: «Любым способом следует избегать и отсекать огнём, железом и всеми другими средствами: от тела – болезнь, от души – невежество, от желудка – излишество, от города – смуту, от дома – разномыслие, от всего в целом – неумеренность». «Мера во всём» – принцип, близкий и понятный всем греческим мудрецам, нашёл своё наивысшее выражение в фи- лософии Пифагора.

Пифагор был строгим вегетарианцем, а также защитником прав «братьев наших меньших». Авторитет мыслителя был необычайно высок, а власть над людьми почти безгранична, так как его считали полубогом. Порфирий рассказывает, что после одной зажигательной речи Пифагора две тысячи кротонских граждан отреклись от обычной жизни, от права собственности и соединились в общину. В этом городе Пифагор создаёт этико-религиозное общество, ставшее одновременно философской школой, политической партией и религиозным братством. Целью этого общества было нравственное обнов- ление и очищение религиозных воззрений тогдашнего человечества.

В эту общину (пифагорейскую школу) входили как мужчины, так и женщины, всего около 600 человек. Кротонская школа имела многочисленные отделения по всему италийскому побережью, и её выпускники проникали в высшие органы власти городов, неся пифагорейские идеалы порядка и гармонии в общественную жизнь и государственное управление.

Пифагору, согласно традиции, приписывают сочинения по теории чисел, геометрии, астрономии, определение основных музыкальных интервалов.

Пифагор считал, что число есть сущность всех вещей, что вселенная представляет собой гармоническую систему чисел и их отношений и что в практическом плане всё в мире определяется числами или соотношениями чисел.

Эти наблюдения были связаны, помимо прочего, и с музыкой. Решающую роль сыграло открытие, что если длина струн в музыкальном инструменте имеет соотношение друг к другу как 1:2, 2:3, 3:4, то получающиеся музыкальные интервалы будут соответствовать тому, что теперь у нас называется октавой, квинтой или квартой. Это открытие послужило побуждением к поискам аналогичных соотношений и в других областях, например, в геометрии и астрономии, серьёзно способствовав развитию последних.

В области математики Пифагор ввёл в обиход систематическое доказательство в геометрии, занимался построением планиметрии прямолинейных фигур, построением правильных многоугольников и многогранников, создал учение о подобии и доказал теорему, носящую его имя.

Астрономические наблюдения убедили Пифагора в том, что небесные явления, с которыми связаны все главнейшие изменения земной жизни, наступают с математической правильностью, повторяясь точно определёнными циклами. Пифагор считал, что небесные тела подчиняются законам, аналогичным музыкальным – отсюда и его концепция гармонии сфер.

Опять же Пифагор впервые назвал вселенную «космосом», т.е. строем, зданием и развил учение о вселенной как о закономерном, стройном единстве, подчинённом законам гармонии и числа. Идея о шарообразности Земли опять-таки была впервые высказана Пифагором и в письменном виде закреплена Парменидом. Пифагор считал, что Земля движется вокруг Солнца – центрального огня, источника света и тепла.

Пифагор занимался исследованиями и в области оптики и считал (ещё одно потрясающее предвидение), что объекты становятся видимыми благодаря выстреливаемым ими крохотным частицам, попадающим в глаз человека. Зная законы отражения, Пифагор развивал геометрические методы построения мнимых изображений плоскими и кривыми зеркалами, основанные на прослеживании отражённых лучей и их продолжений за зеркало.

Серьёзно занимался он и астрологией. За годы более чем тридцатилетних странствий он имел полную возможность глубоко и основательно изучить опыт трёх важнейших школ астрологии: египетской, ассиро-вавилонской и зороастрийской, и, помимо того, осуществить синтез их учений.

Необычность философии Пифагора в том, что она представляет собой попытку свести все явления к числовым отношениям и рассматривать числа как непреходящую сущность вещей. Если все числа составлены из чёта и нечёта, то и все вещи, по мысли Пифагора, соединяют в себе противоположности, из коих основные – предел и беспредельность. В то же время каждая вещь может рассматриваться и как примирение противоположностей, т.е. гармония.

В Кротоне и близлежащих городах Пифагор поставил правителей, разделяющих его взгляды (неспроста в своих изречениях он постоянно обращается то к правителям, то к законодателям, наставляя их уму-разуму). Поверх политической власти был создан Совет Трёхсот – научный, политический и религиозный орден, регулирующий всю общественную и государственную жизнь. Во главе этого совета стоял сам Пифагор. Благотворные результаты не замедлили сказаться: смягчились нравы, поднялся материальный и культурный уровень горожан, прекратились войны и грабежи.

Несомненно, именно пример Пифагора подвиг впоследствии Платона на основной вывод его философии: бедствия людей тогда прекратятся, когда правителями станут философы, либо когда правители настолько увлекутся философией, что сами сделаются философами, и философия и государственная власть сольются в нерасторжимом единстве; бедствия людей прекратятся, когда, наконец, к власти безусловно не будут допускаться те, кто прямо-таки в неё влюблён, а только те, кто испытывает к ней несомненное отвращение.

Эра гармонии и счастья, установленная Пифагором, продолжалась около 30 лет, а дальше случилось нечто чудовищное и неописуемое. Народ, по свидетельству очевидца, буквально «взвыл» от порядка и благоустроенности и, подстрекаемый оказавшимися не у дел жрецами, военными, политиканами и торговцами, разгромил и сжёг пифагорейскую школу и все её филиалы, поубивав преподавателей и учеников. С той поры пифагорейцев повсеместно преследовали и уничтожали.

Лишь двое пифагорейцев случайно уцелели: Филолай и Лизис, чтобы поведать потомкам печальную историю взлёта и крушения первой целенаправленной попытки осчастливить человечество – создать мир благоденствия и процветания на Земле.

К Пифагору судьба всё-таки оказалась благосклонна и «увела его в царство теней» за несколько лет до катастрофы. Великий реформатор и просветитель умер в счастливой уверенности, что исполнил свою великую задачу, наставив человечество на истинный путь.

По словам Гераклита Пифагор был учёнее всех своих современников, был первым настоящим «философом», т.е. учёным-универсалом. Пифагорейцы говорили своим ученикам, что «Зороастр был законодателем персов, Ликург – спартанцев, Солон –афинян, Нума – римлян, Пифагор же есть законодатель всего рода человеческого».

Ещё один важный, мы бы сказали, важнейший аспект учения пифагорейцев: они признавали бессмертие души и еепостепенное очищение и совершенствование посредством перевоплощения, реинкарнации.

Настоящее собрание изречений Пифагора автор-составитель подбирал всю жизнь. Впоследствии к имеющемуся уже материалу он прибавил и «Пифагоровы законы и нравственные правила» в переводе (с французского!) В. Соликова (публикация 1808 года). Подобные переводы, на наш взгляд, в данном случае также вполне допустимы, если принять во внимание скудость подлинных источников. И в конце концов к полу- ченному массиву автор-составитель присовокупил собственные переводы недостающих мест или тех, которые он посчитал неудачными в работах предшественников. Получившееся целое было заново переработано и приведено в систему.

Учитывая все эти запутанные обстоятельства, мы выносим настоящее произведение на суд потомков без указания источников. Пусть сия работа будет и останется коллектив- ным трудом русских пифагорейцев, протяжённым не только в пространстве, но и во времени. Всё это, надо полагать, также как нельзя более соответствует духу пифагорейского учения.

Поиск

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.

Чтение с удовольствием

В продолжение рекомендательного списка литературы по нравственно-духовному образованию «Чтение для сердца и разума» представляем подборку замечательных детских книг современных авторов.