KZ

Главная страницаФестиваль педагогов
Назначение кукол
Куклы - наши друзья

Автор: Куклы - наши друзья

Материалы автора:

0
23 октября 2019   

Назначение кукол

Итак, кукла – одна из самых древних игрушек, которая по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых в современном мире. Она  соединяет в себе представление о бытии, о жизни и смерти. Во многих культурах существовали поверья, что простая тряпичная куколка может оградить от бед, сохранить здоровье, принести счастье. Эта игрушка обретает жизнь при помощи воображения и внутренней энергии своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа.

Кукла забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к кукле переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Кукла - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в социальную среду. По мнению психолога Г.А.  Урунтаевой, главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Таким образом, воздействие кукол разносторонне.

Русский педагог К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что кукла - это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Так же Ушинский подчёркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребёнка, как в ней будут применяться кукла, будет формироваться характер и направление развития человека. В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее ещё никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя - уже зреющий человек. Оно пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями.

Выбирая из огромного ассортимента, нужно помнить, что кукла — это не просто увлечение ребенка. Она формирует его характер, поведение и представление об окружающем мире.

Во все исторические эпохи игрушка была связана с процессом игры - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы.

Даже самая простая, незамысловатая кукла выполняет важные функции.  Она развивает мышление, память, воображение, внимание ребенка, вырабатывает выдержку и координацию движений, способствует формированию его характера, помогает воспитать ребенка активным, творческим человеком.

Ребенок должен быть с рождения окружен и защищен тем материалом, тем воспитанием, которое он получил изначально – это сказки и эпосы,  родная героическая и красивая история. Они станут тем внутренним стержнем, который будет формировать личность. Это тот иммунитет, который пригодится ребенку, когда он начнет взрослеть и получать информацию из других культур – американской, английской, русской. Ребенок будет воспринимать их и уважать, но не растворится в них.

                                     

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

Игрушка играет в становлении человека огромную роль. Российский общественный деятель и педагог Н.К.Крупская  писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития. Известный педагог в области изучения игрушки Д.В.Менджерицкая считала, что кукла помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним. Такой способ познания окружающего мира существует с древних времен.

Ведь когда маленький человек играет, он познает мир, здесь закладываются основы его национального самосознания, патриотизма. Как известно, куклы имеют и социальную направленность: от того, в какие игры будут играть дети, зависит,  какими людьми  они вырастут, считают психологи. Ведь дети – будущее страны, будущее нации. 

Исполнитель: ученица 8 «ә» класса,

 Нурбекова Жанар


Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.