KZ

Главная страницаФестиваль педагогов
2.Виды внимания
Евгений Рогов

Автор: Евгений Рогов

.

Материалы автора:

0
28 марта 2019   

Внимание проявляется повсюду. Внимание необхо­димо пешеходу при переходе улицы и помогает шоферу вести машину по дороге. А как, скажем, без помощи вни­мания выбрать необходимый товар, чтобы сделать покупку в магазине, расплатиться с продавцом. Внимание необхо­димо охотнику, чтобы высле­живать добычу, а ученому-биологу наблюдать жизнь расте­ний. Без него нельзя правильно оценить предметы, узнавать людей, выполнять домашнее задание, работать на уроке, понимать вопросы учителя, сравнить разные вещи, мысли и делать выводы из них. И вообще, никакое дело не может быть выполнено ус­пешно и четко без должного внимания. Надо быть внимательным к окружающим людям, чтобы не обидеть их. Не будучи внимательным, не выиграешь ни в од­ной игре. Так что же мы знаем о внимании?

Внимательный человек, как правило, поглощен и увлечен своим делом, он сосредоточен на нем. Внимательного человека сразу видно по выраже­нию лица и его позе. Поэтому внимательного школь­ника легко отличить от невнимательного. Если это повторя­ется достаточно часто, и учитель постоянно застает ученика врасплох, и он отвечает невпопад на многих уро­ках, это означает, что содержание урока не является для него важным и значимым, и он не направил на него свое сознание.

Внимание, направленное на окружающих нас лю­дей, предметы и явления, называют внешним. Однако внимание не всегда направлено на то, что нас окружает. Иногда внимание направлено на наши мысли. Это внут­реннее внимание. Внутреннее внимание необходимо че­ловеку в то время, когда он думает: пишет сочинение, решает задачу, рисует, вспоминает.

Кроме внешнего и внутреннего, внимание бывает произвольным и непроизвольным. О непроизвольном внимании говорят, когда человек неожиданно для само­го себя вдруг обращает на что-то свой взгляд или слух, сосредотачивается на чем-то. То есть непроизвольное внимание появляется вместе с вопросом «Что это та­кое?»  Обычно мы задаем себе этот вопрос, когда видим что-то новое, необычное, яркое и т. д. Именно таким, непроизвольным образом ты обращаешь свой взгляд на ярко-красный цветок на зеленой траве или нового ученика, пришедшего в класс; ты прислушиваешься к тому, что надо подготовить на следующий урок, или к звукам знакомой мелодии из любимого фильма. А запах вкусных пирожков, готовящихся на кухне.так­же, несомненно, привлечет твое внимание. Можно ска­зать, что какая-то неведомая сила как бы заставляет тебя обратиться к тому, что до этого момента тебя не занимало. Непроиз­вольное внимание может быть достаточно долгим. Ты будешь очень внимательно, без отрыва смотреть интересный фильм или читать новую книгу о приключениях любимых героев.

Но вернемся к произвольному вниманию. О нем говорят в тех случаях, когда человек знает, что ему нельзя отвлекаться, и понимает, что без этого дело не будет сделано. Представь себе летчика большого пассажирского авиалайнера, в котором летит более трехсот пассажиров. Как ты думаешь, мог бы он, сидя в пилотском кресле, не следить за приборами, а рас­сматривать картинки в красочном журнале? Вряд ли так бывает, иначе самолет разобьется. При произ­вольном внимании человек как бы заставляет себя, приказывает себе быть внимательным. Произвольное внимание проявляется, когда ты слушаешь учителя, учишь стихотворение к уроку, ждешь зеленого света светофора при переходе улицы, ищешь свою тетрадь в портфеле, идешь в магазин, вытираешь пыль в квар­тире и т. д.

Произвольное внимание требует определенных физических сил и затрат энергии. Именно поэтому, когда ты читаешь интересную книжку, ты не уста­ешь. А вот после подготовки уроков и чтения учеб­ника ты чувствуешь необходимость отдохнуть. Силы для твоего произвольного внимания дают твои чув­ства и воля. Отсюда тебе должно быть понятно, поче­му надо благодарить окружающих, чем бы они ни занимались с тобой, за оказанное внимание. Человек, уделивший тебе внимание, израсходовал не только свое время, но и часть своих сил и энергии. А расхо­ды надо ценить, например благодарностью, добрым словом.

 

Обсуди с товарищами

1.    Кому и сколько своего внимания вы уделяете в течение дня?

2.    Чувствуете ли вы себя уставшими после уроков? Если да, то как снимаете напряжение? Попробуйтепос­леуроковсыграть в игру «Шалтай-Болтай».

Покажите друг другу, кто лучший Шалтай-Болтай. Покажите, какие вы сегодня подвижные. Покажите, как вы умеете вертеться и шуметь. Можно болтать ру­ками, ногами, вертеть головой. Все как маленькие Де­тишки в коляске. При этом надо вслух приговаривать стишок С. Я. Маршака:

Шалтай-Болтай Сидел на стене,

Шалтай-Болтай Свалился во сне.

Поворачивайте туловище вправо-влево, руки дол­жны свободно болтаться, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» все наклоняют корпус тела вниз. Очень смешно! Все дружно смеются! А теперь, поднимитесь и похлопайте друг другу в ладоши.

После этого обсудите, прошла ли у вас усталость, снялось ли напряжение.

 

Проверь себя

1.  Что называют внешним, а что внутренним вни­манием?          

2. Приведи примеры произвольного и непроизволь­ного внимания из своей жизни.

3.   Что означает фраза «Уделите мне минутку вни­мания»?            

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.