KZ

Главная страницаДорогой самопознания
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
04 марта 2021   

Будущее нас ждет, только если люди

будут сотрудничать.

А вот какое это будет будущее,

зависит от того,

какие люди будут сотрудничать.

Артас Данте,

поэт

 

Что такое взаимодействие в общении. Общение это не только обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности других людей. Представьте, что нескольким ученикам поручили генеральную уборку в классе. Кто-то протирает подоконник, кто-то подметает, кто-то моет пол, кто-то протирает окна и т. д. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, или интеракция (от inter «между» и action– «действие»), т. е. как совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Например, ученик после урока отдает учителю труда инструмент, которым работал, а учитель кладет его в шкаф. Обмена информацией здесь не произошло, но взаимодействие состоялось. Таким образом, в ходе общения его участники могут организовать обмен действиями, планировать общую деятельность, вырабатывать формы и нормы совместных действий.

Интерактивную сторону общения можно представить как после­довательность реакций людей на действия друг друга. Например, Иванов подсказывал на уроке Петрову, учительница это услышала и следующим вызвала Петрова. Так как оба ответили плохо, их оставили после урока. Петров обиделся на Иванова и следующий день с ним не разговаривал, а Иванов очень переживал из-за этого.

Типы взаимодействия. Если понаблюдать процесс общения, то можно выделить целый ряд причин (или мотивов), побуждающих человека взаимодействовать с окружающими. Наиболее часто выделяются два противоположных типа взаимодействия.

1.  Чаще всего люди объединяются ради улучшения, облегчения или повышения эффективности совместной деятельности. Если вы решили купить компьютер и вам помогает друг, который в этом хорошо разбирается, покупка пройдет продуктивнее и интереснее. Работать над классной стенгазетой веселее и быстрее, если в этом участвует несколько человек. Это примеры такого типа взаимодействия как кооперация.

Кооперация – это взаимодействие, предусматривающее совместное достижение целей, когда партнеры помогают, содействуют друг другу.Таким образом команда спортсменов стремится добиться победы, группа хирургов спасает жизнь пациента во время операции и др.

2. Ну, а если учащиеся представляют себя как кандидата в школьные президенты и участвуют в выборах или в спортивных соревнованиях? В таком случае трудно говорить о мотивах кооперации. Здесь также есть взаимодействие, но мотивы его другие. Среди них наиболее ярко выражены конкуренция (скажем, при игре в футбол, дебатах кандидатов в президенты) или агрессия (в борьбе, боксе).

Конкуренция, или противоборство, – это взаимодействие, предполагающее создание затруднений и препятствий соперникам в достижении их целей, когда партнеры противодействуют, мешают друг другу.

Это достижение своих индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп. Например, шахматисты прилагают максимум усилий, чтобы помешать выиграть сопернику, при заключении сделок бизнесмен старается обойти своих конкурентов.

Выделенные два типа не могут полностью охватить все многообразие человеческого взаимодействия. Учитывая другие мотивы и механизмы общения, выделяют более «мелкие» типы, или стратегии, взаимодействия.

 

Стратегии поведения во взаимодействии

 

ØСотрудничествонаправлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей, обычно без ущемления интересов другого.

ØСоперничество (противодействие) предполагает ориентацию исключительно на свои цели без учета целей партнеров по общению.

ØКомпромиссреализуется в частичном достижении целей партнеров ради условного равенства.

ØУступчивость (приспособление) предполагает жертву собственных интересов или целей для достижения целей партнера.

ØИзбеганиепредставляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

Возможно также однонаправленное содействие, когда один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

Учитель, стремясь подтянуть отстающего школьника, может столкнуться с тем, что тот все время находит какие-то причины, чтобы не прийти на занятия: то опоздал, то приболел и т. д.

Если отец не пускает сына гулять из-за плохого поведения и хочет серьезно поговорить с ним, а сын, которого ждут ребята и не начинают игру, обижается и запирается в своей комнате, то говорят об однонаправленном противодействии, т. е. один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй укло­няется от взаимодействия с первым участником.

Еще один тип взаимодействия – контрастное взаимодействие, когда один из участников старается содействовать другому, а второй активно ему противодействует. С ним мы сталкиваемся, когда врач хочет нам помочь и назначает прием лекарств, а мы вместо того, чтобы выпить это лекарство, прячем или, еще хуже, выбрасываем его.

Выбор типа и стратегии взаимодействия, форм поведения происходит в зависимости от ситуации, цели общения, личных особенностей и предпочтений партнеров.

Виды взаимодействия и роль времени. Виды взаимодействия выделяют в зависимости от количества общающихся.

1. Межличностное взаимодействие «Я», «Он». Это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. Понятие межличностное взаимодействие объединяет такие частные понятия, как «взаимопонимание», «взаимопомощь», «сопереживание», «взаимное влияние». Эти составляющие имеют свою противоположность: «взаимное непонимание», «противодействие» или «отсутствие действия», «отсутствие сопереживания, сочувствия, взаимного влияния».

2. Межгрупповое взаимодействие «Мы», «Они». Это процесс непосредственного и опосредованного взаимодействия множественных субъектов и объектов друг на друга. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

Нормальное взаимодействие. Чтобы эффективно общаться с другими людьми, человек должен придерживаться каких-то правил взаимоотношений, иметь представление о правильном и неправильном поведении. При отсутствии подобных представлений нельзя добиться согласованных действий. Поэтому существуют социальные нормывырабатываемые в обществе общие представления, регулирующие поведение людей. О существовании и принятии норм поведения свидетельствует сходная реакция людей на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных. Поэтому групповая, или социальная норма, – это правило, стандарт поведения в обществе, регулятор отношений. Диапазон социальных норм широк: от образцов поведения, отвечающего требова­ниям трудовой дисциплины, воинского долга, патриотизма, до правил вежливости.

Нормы это целая система ожидаемых способов поведения, которым члены общества следуют более или менее точно. Нормы могут существовать очень долго. Такую норму, как мытье рук до и после еды, выработали очень давно. Однако если условия жизни людей меняются и норма становится бесполезной или начинает мешать, то от нее могут отказаться. Например, сейчас уже никто не снимает головного убора перед начальством.

Разнообразие социальных норм. С точки зрения разных групп людей, нормы могут быть положительными или отрицательными. К положительным относятся нормы, способствующие развитию группы, положительно влияющие на успешность групповой деятельности. Примерами таких норм в школе являются подготовка к урокам, тишина на занятиях, помощь отстающим и пр. К отрицательным нормам относятся те, которые мешают нормальному процессу развития.

Каждая норма предполагает наличие определенных условий. Скажем, мы знаем, что старшим надо уступать место в транспорте. Однако если автобус пустой, то условий для проявления этой нормы нет. Нормы проявляются в тех действиях и ситуациях, которые имеют определенную значимость для окружающих.

Нормы могут быть писаными и неписаными. Например, все знают, что сплетничать о своих друзьях нельзя или что плохо запирать младшую сестренку в ванной и выключать свет. Но об этом нигде не написано. Эти нормы передаются друг другу, от старших к младшим. Есть письменно зафиксированные нормы: Правила поведения в транспорте, вывешенные на стене автобуса, троллейбуса, Правила поведения в школе, законы гражданского, уголовного, семейного кодексов и т. д.

Нормы могут быть общими для всех, безотносительно к личности человека, а могут быть особыми, относящимися лишь к ограниченному кругу людей, занимающих ту или иную должность, или предписываемыми профессиональными правилами поведения. В библиотеке, как известно, все должны соблюдать тишину, но, кроме того, у работников библиотеки и у читателей есть свои особые нормы и правила. Особые нормы поведения есть у военных, медиков, учителей и т. д.

Некоторые нормы одобряются почти всеми людьми, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства. Поэтому если поздравлять друг друга с Новым годом принято во всем мире, то поздравлять с Днем учителя или Днем железнодорожника будут лишь тех, кто имеет отношение к этим профессиям.

Нормы различаются по степени и широте допускаемых ими отклонений, а также тех наказаний, которые предполагаются за их нарушение. Ни один водитель не поедет на красный свет, так как это может привести к аварии. А такие нормы поведения, как правила вежливости, знают даже не все взрослые, но это никак не мешает им жить, если не считать замечаний, которые могут сделать в их адрес более культурные люди.

Развитие социальных норм. Норма поведения – это очень широкое понятие. Оно включает в себя и обычаи, и нравственные нормы, и законы – все то, что позволяет людям регулировать взаимоотношения друг с другом и тем самым облегчать свою жизнь.

Обычаи вырабатывались в ходе исторического развития и позволяли людям лучше приспособиться к окружающей среде. Существуют тысячи правил поведения. Всякий раз из множества вариантов поведения выбираются самые удобные. Они постепенно закрепляются, становятся способами жизни. Кивок знакомому, еда с ложки, почтительное отношение к старшим, утренний чай – все это обычаи.

Каждое новое поколение людей получает эти общественные нормы в готовом виде. Ребенок окружен многими обычаями: взрослые учат его, как правильно есть, одеваться, здороваться. Постепенно он усваивает эти нормы, и они становятся для него естественными и обязательными для исполнения. Точкой отсчета при этом выступает наш собственный опыт. Так, люди, живущие в сред­ней полосе, считают, что южане излишне расточительны и гостеприимны, а те, кто живет севернее, слишком сдержаны и скупы. Если один из общающихся придерживается какого-либо обычая, а другой его нарушает, то общение нельзя назвать равным.

В разных культурах разные нормы. Поэтому, например, в общении с индийцем может возникнуть конфликт по поводу отношения к корове: для него это священное животное, а для многих из нас просто источник мяса и молока.

Если люди перестанут следовать нормам и правилам, которые приняты в обществе, это приведет к хаосу, возвращению к первобытной дикости: остановятся предприятия, опустеют поля, разрушатся города, а человечество распадется на враждующие группы. Следование социальным нормам делает людей ответственными за свое поведение, позволяет регулировать действия и поступки, оценивать их как соответствующие или не соответствующие этим нормам. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и таким образом регулирует свои отношения с другими людьми.

Ролевое взаимодействие. Зная социальные нормы поведения и профессиональные задачи людей, человек вправе ожидать от окружающих выполнения ими их обязанностей, социальных функций. Мы знаем обязанности таксиста, полицейского, врача, учителя и ожидаем от них соответствующих действий. Иными словами, окружающие возлагают на каждого человека определенные социальные роли и следят за их исполнением.

Вспомним Шекспира:

Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль...

В психологии роль – это нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным, половым характеристикам и т. д.).

Многообразие ролей. Один и тот же человек одновременно может реализовывать несколько различных ролей. Так, директор школы может быть на уроке учителем, для своих детей – отцом, для своих родителей – сыном, для жены – мужем; садясь за руль автомобиля, он становится автолюбителем; приходя к врачу – пациентом и т. д.

Одна и та же роль включает в себя многообразие проявлений. Например, учитель будет по-разному себя вести себя со школьниками младших и старших классов, студентами-практикантами, педагогами, представителями Министерства образования, директором. Такая совокупность (или система) ролей называется ролевым набором. Можно выделить формальные роли, которые зафиксированы в штатных расписаниях и служат для формирования различных учреждений. В про­цессе социального взаимодействия возникают неформальные роли типа «отличник», «душа общества», «классный клоун», «козел отпущения» и т. п.

Некоторые роли даны нам от рождения. Они называются приписанными. Например, роли, обусловленные социальным происхождением, полом, местом рождения и т. д. Наоборот, приобретенные роли определяются тем, что человек осуществил в своей жизни. Например, роль ученого человек приобретает в резуль­тате защиты диссертации, роль начальника – после назначения на должность и т. д.

Влияние ролей на личность очень велико, и у нас есть тенденция вживаться в свои роли. При первой встрече с людьми или на новой работе мы можем весьма неловко играть свою роль. Но по мере привыкания к роли это чувство исчезает. То, что вызывало затруднения, теперь выглядит как нечто совершенно естественное.

Обычно роли человека находятся в определенной соподчиненной системе, когда одна из них может являться для него главной, первостепенной, а другие второстепенными или третьестепенными. Но иногда множественность ролевых позиций порождает их столкновение и ставит человека в затруднительное положение, когда он сомневается, какой роли следовать в первую очередь. Например, старшеклассник, влюбившись в молоденькую учительницу-практикантку, испытывает двойственные чувства. С одной стороны, он является учеником и должен выполнять требования педагога, а, с другой стороны, как молодой человек стремится понравиться ей. Существует конфликт, когда женщина решает, что важнее: быть хорошей матерью (приходить рано с работы, проводить много времени с ребенком) или прекрасным начальником (жертвуя семейными обязанностями).

Социальная роль может помочь человеку найти себя в жизни, но может также стать преградой на пути к самореализации.

Исполнение роли. Приняв на себя определенную роль, человек начинает действовать по известной программе. Окружающие следят за точностью выполнения программы, чтобы в случае необходимости привести поведение в соответствие с ролью.

Роль может быть полноценной только тогда, когда созданы соответствующие условия: есть с кем, перед кем и для кого ее исполнять. Невозможно быть командиром без солдат, мужем без жены, учителем без учеников, сыном без отца, начальником без подчиненных, актером без зрителей и т. д.

Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Человек может внутренне сжиматься от страха, но социальная роль полицейского побуждает его подойти к хулиганам. Нам хочется спать, но социальная роль ученика требует, чтобы мы пришли в школу вовремя. Мы багровеем от злости, но социальная роль подчиненного запрещает нам дерзить начальнику. Мы терпеть не можем некоторых родственников, но сама социальная роль родственника заставляет нас навещать их хотя бы изредка.

Независимо от желания человека, окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу, правильного выполнения обязанностей. «Исполнение» роли регулируется сложившимися нормами и подвержено социальному контролю, т. е. получает общественную оценку, а сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается. Если мы не оправдываем ролевых ожиданий общества, то вступаем с ним в конфликт, порой даже небезопасный для жизни. Так, роль «добропорядочного гражданина» не предполагает ношения оружия, поэтому полицейский, обнаружив это, будет относиться к такому человеку как к преступнику.

В некоторых случаях понимание того, что человек обязан делать в данной ему социальной роли, может расходиться с пониманием других людей. Это обстоятельство может привести к межличностным конфликтам. Например, значительная часть недоразумений по поводу поведения в школе связана с тем, что учащиеся и учителя по-разному понимают свои роли.

С ролями не следует путать маски, под которыми подразумевается набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющий человеку скрыть свои истинные эмоции и отношение к собеседнику. Но чтобы научиться правильно общаться, недостаточно теоретических знаний – надо практиковать постоянное общение.

Этикет. Слово этикет вошло в обиход со времен французского короля Людовика XIV и обозначает «установленный порядок поведения где-либо». Правила этикета – это не готовые, «застывшие» формулы, они определяются местом, временем и обстоятельствами.

Начнем с приветствия. Есть правила очередности приветствий.

üПри встрече мужчины с женщиной первым здоровается мужчина, даже если сам он в это время находится в обществе других женщин.

üПервым же он здоровается и со своим знакомым, если последний идет в обществе женщины, пожилого мужчины. Причем поклон его должен относиться к ним обоим.

üПервым здоровается младший со старшим, подчиненный с начальником.

üЖенщина здоровается первой с женщиной старше себя, а также с одиноко идущей женщиной, если она сама находится в обществе мужчин.

üМолодая девушка первая здоровается с пожилым мужчиной.

üЕсли вы не можете вспомнить, знакомы вы или нет с повстречавшимся вам человеком, то правильно будет, если вы поклонитесь ему.

üКогда в доме уже собрались гости, вновь приходящий человек здоровается со всеми присутствующими. Если за столом сидят много гостей, следует, входя в гостиную, четко и ясно произнести общее приветствие.

üПриходя в гости, здороваются сначала с хозяйкой дома, затем с хозяином, потом с остальными женщинами, по возможности начиная с более пожилых, и в последнюю очередь с мужчинами в том же порядке.

Рукопожатия

•      Женщина первой протягивает руку мужчине.

•      Старший первым протягивает руку младшему.

•      Начальник первым протягивает руку подчиненному.

Предложение перейти на «ты»должно исходить всегда от более старшего человека или того, кто занимает более высокое служебное положение. Молодые люди могут попросить старших говорить им «ты», но сами продолжают обращаться на «вы».

Кроме того, следует помнить, что:

•      женщинам позволительно отказаться перейти на «ты» с мужчиной, не приводя никаких доводов;

•      к чужим детям обращаются на «ты» до 14–16-летнего возраста;

•      нельзя обращаться к незнакомому человеку, даже если он моложе вас, на «ты».

 

Литература

1. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.,1988.

3. Рогов Е. И. Психология общения. – М.: Владос, 2001. 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.