Разделы

Главная страницаДорогой самопознания
Труд души – вот подлинное занятие человека
Труд души – вот подлинное занятие человека
Автор / Н. Иргебаева, к. п. н., доцент Института Магистратуры и PhD докторантурыКазНПУ им. Абая, г. Алматы, Б. Турсунов, Имам Ак-Бекет, г. Алматы

Наш мир состоит не только из большого количества человеческих личностей и межчеловеческих отноше­ний, но также из множества материальных, умственных и духовных ценнос­тей, созданных людьми — все они созданы человеческим трудом многих и многих поколений.

Что есть труд? Философы определяют его как физическое, умственное и чувственное воздействие человека на окружающий мир (и его взаимодействие с ним), в результате которого рождаются предметы материального и нематериального свойства.

Вот как писал о труде мудрый Абай: «Если ты трудишься лишь для своего блага, ты при этом похож на животного; а если твой труд освещен чувством человечности и долгом перед людьми, ты будешь возлюблен самим Всевышним».

Труд – это осмысленная деятельность людей. Чем больше смысла вложено в труд, и чем больше знаний вложено в него, тем выше его качество, тем выше уровень трудовой деятельности человека. Чем большими знаниями владеет человек, тем более он способен на осуществление квалифицированного труда. Немыслим труд юриста без юридических и правовых знаний, также и труд бизнесмена невозможен без владения экономическими знаниями. Но главные знания, которыми должен владеть каждый человек, трудя­щийся в любой сфере – это его нравственные знания,это человечность и человеколюбие, которые придают труду высочайший гуманный смысл и дают единственное правильное направление любой форме трудовой дея­тельности человека.

Нужно признать, что труд человека бывает трудом по необходимости итрудом по призванию. Труд по необходимости имеет один существенный недостаток, который мешает человеку быстро двигаться по пути развития своей личности — такой труд не позволяет человеку работать в соответствии со своим призванием, не позволяет человеку раскрыть свои творческие способности и реализовать их. Труд по необходимости не может принести моральное удовлетворение и радость человеку. И еще хуже, когда такой труд связан с тяжелой физической и неквалифицированной работой.

В то же время труд становится в радость, когда человек широко реализует в труде свои способности, таланты. Это касается труда композитора и поэта, журналиста и актера, преподавателя и религиозного деятеля, фермера и автослесаря, чабана и работника милиции и многих других. Но труд по призванию принесет человеку удовлетворение и радость лишь в том случае, если человек любит этот труд – вот главное и единственное условие такого труда. Поэтому можно сказать, что труд без любви – мука для человека.

И если ты можешь тру­диться без любви, а лишь с отвращением, то будет лучше, если ты оставишь работу, и сядешь у ворот храма, и будешь просить милостыню у тех, кто работает с радостью.

Потому что, если ты пе­чешь хлеб с безразличием, то ты печешь горький хлеб, кото­рый насыщает людей только наполовину.

И если ты давишь виног­рад с неохотой, то твоя неохо­та перегоняется в яд в твоем вине.

И если даже ты поешь как ангел, но любви нет в твоем пении, ты только заглушаешь голоса дня и голоса ночи в ушах других людей.

(Джебран Х.)

Вот поэтому, дорогие друзья, счастлив человек, который нашел труд по призванию и по любви; счастлив человек, который смог реализовать свои способности и таланты в своей работе. Только в таком случае самому человеку и обществу можно ждать от труда высоких и ярких результатов.

А что такое трудиться с любовью?

Это ткать ткань из ниток, тянущихся из своего сердца, так, будто твоя возлюбленная собирается носить эту ткань.

Это строить дом с любовью так, будто твоя возлюбленная будет жить в этом доме.

Это бросать семена и собирать урожай с радостью, будто твоя возлюб­ленная будет есть эти плоды.

Это значит наполнять все вещи, которые ты делаешь, дыханием твоей души (Джебран Х.)

Но что же мы часто видим в современной жизни? Многие люди стремятся найти работу не по призванию, а ориентируются лишь на размер заработной платы, лишая себя, таким образом, жизненной перспективы.

Задумайтесь, что было бы, если Л.Н. Толстой перестал бы писать романы и занялся улучшением своего графского имения, или если бы Абай в ущерб поэзии занялся служебной карьерой? В этом случае и эти великие люди, и все человечество понесли бы огромные и невосполнимые потери.

Поэтому, если человек не может найти труд по призванию, проигрывает от этого не только он сам, но и все человеческое общество – замедляется процесс его развития.

Из дикарей при помощи труда

Людьми мы стали в давние года,

Но в наши дни при помощи безделья

Идет процесс обратный иногда.

К. Мурзалиев

В заключение мы хотим остановить ваше внимание на главном моменте в трудовой деятельности любого человека и любого народа.

Например, всем известно, что в тридцатые годы нашего столетия народ Германии показывал чудеса трудолюбия и чудеса высокопроизводительного труда, но, к сожалению, их труд был направлен на изготовление пушек, танков и самолетов для ведения войны. Такие же примеры «трудолюбия» мы иногда видим и в наше время, когда труд людей не озарен конечным высоким гуманным смыслом. Потому что если человек трудолюбив, но в нем нет человечности и доброты, такой человек просто опасен для общества, так как его труд может оказаться губительным для других. Трудолюбием могут отличаться и злые люди, и добрые, и слепое трудолюбие – хуже безделья.

Именно поэтому наряду с ростом трудолюбия в человеке обязательно должна расти и его человечность, его любовь к людям. Ибо только в этом случае труд человека обретает свой истинный смысл, направленный на благо окружающих его людей и на благо окружающего мира. Ибо только в этом случае труд человека становится благородным и светлым, имеющим ясную перспективу и гуманную цель.