KZ

Главная страницаДорогой самопознания
Любовь – основа духовно – нравственного воспитания
Любовь – основа духовно – нравственного воспитания
22 июля 2020    Автор / Сергеева И.П., учитель самопознания, СШ № 28, г. Астана

Путь в будущее сегодня лежит через духовно-нравственное воспитание личности. Духовно-нравственное образование и воспитание подрастающего поколения в казахстанском обществе ориентировано на гармоничный синтез общечеловеческих, общенациональных, этнокультурных и личностных ценностей, они позволяют человеку в  полной мере реализовать себя в служении обществу, осознать свою роль и предназначение в жизни.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения, а учебный процесс тесно связан с нравственно-духовным воспитанием. Человечество развивает и улучшает себя через воспитание детей. Это самое великое из дел человеческих. Нравственно – духовным воспитанием должны заниматься не только учителя, воспитатели, но прежде всего родители своим личным примером в повседневной жизни.

Для усиления роли семьи в обществе важно развивать педагогическую компетентность и ответственность будущих родителей за воспитание детей. Важную роль в осознании ценности семьи играет учебный предмет «Самопознание», который последовательно и многогранно рассматривает социальные роли и личностные качества человека, значимые для семейной жизни. Самопознание, усиливая ценностный смысл образования, раскрывает и развивает способности личности любить бескорыстно, верить в себя и в свои силы, творить добро, больше познавать и самосовершенствоваться, достигать гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии.

Необходимым звеном в процессе духовно-нравственного воспитания является любовь. «Чем силён человек? Любовью своей. На Любви основана наша жизнь. Мы живём для Любви, во имя Любви, чтобы строить, творить, созидать… Любви научить нелегко, но именно эта ценность должна быть вложена в сердце каждого ребёнка», - говорит Сара Алпысовна Назарбаева.

Для ребёнка любовь остаётся не менее значимым чувством. И нуждается он в любви и ласке независимо от возраста. Родительская любовь должна искать в своем ребёнке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности. Они поддаются исправлению при наличии любви. И помощь, поддержка со стороны педагога очень необходимы семье.

Формы взаимодействия учителя, ребёнка  и его родителей разнообразны. Это уроки, классные и воспитательные часы, семейные праздники, индивидуальные беседы, круглые столы и т.д.  Но  самой эффективной и конструктивной формой являются родительские собрания, которые должны носить, прежде всего, просветительский характер.

Первая встреча с родителями состоялась за «круглым столом», темой которого была «Ребёнок. Школа. Семья». Для родителей были подготовлены различные ситуации, памятки, вопросники. Они с воодушевлением обсуждали проблемные ситуации из жизни класса, школы, отдельной семьи, не подозревая, что их придумали дети. Главная цель этой встречи – создание такой атмосферы, при которой хотелось бы открыто говорить о своих радостях и бедах, чувствовать доброжелательность и поддержку со стороны родителей – была достигнута. Родители оживленно беседовали до ворот школы, пока не разошлись, а в руках они держали памятки - советы родителям:

-     доверие – основное правило;

-     говорите ребёнку правду;

-     если ребёнку нужна помощь, дела откладывайте на потом и др.

На открытый урок самопознания «Семейные узы» мы с детьми решили тоже пригласить родителей. Ребята рассказывали о семейных традициях, показывали в слайдах семейные фотографии, делали презентации, вывешивали на стенде семейные гербы и «Древо семьи». Но волнительный момент был впереди.  Когда  дети вклеивали сердечки с пожеланиями своей семье в большие два сердца на доске, символизирующие доверие и понимание, прослезились не только сами дети, но и родители, и гости урока.

Конечно, выразить впечатление и эмоции родителей после встреч просто невозможно. Кто-то выражает благодарность за уроки Любви и Добра, у других же наворачиваются слёзы на глаза. Одним из таких трепетных собраний было родительское собрание «Любовь – основа жизни»,  которое прошло в форме открытого доверительного диалога. Родители были заинтригованы «откровением» детей, написанных в виде писем. Фильм, созданный учениками, растрогал даже пап. Предварительно с родителями и детьми было проведено тестирование, а результаты представлены в виде таблицы. Основными вопросами теста были: как часто мы кричим на детей, советуемся или нет, как часто беседуем и разговариваем, осуждаем ли за поступки, обсуждаем их дела, оказываем помощь в решении проблем, насколько им доверяем и даём возможность быть самостоятельными. На собрании некоторые родители поделились опытом воспитания в семье. Думаю, такие встречи согревают сердца родителей,  помогают понять свои ошибки, учат по-новому строить отношения со своими детьми. 

Ко Дню семьи был проведен классный час. Когда шла подготовка, родители сами попросили провести его совместно с детьми. Они рассказали о происхождении слова «семья», какие отношения должны строиться в семье, какую роль играет воспитание детей в становлении личности, какие духовно – нравственные ценности должна хранить семья. А дети, в свою очередь, приготовили для родителей проблемные ситуации, например: ребёнок обращается с вопросом к папе, но тот читает газету, а мама занята на кухне. Обычная ситуация, но кто ответит ребёнку? Родители в этот момент почувствовали свою вину, попытались сгладить объяснение. Игры «Как накормить братика», «Пойми сестру, у которой болит горло» развеселили и детей, и родителей. Каждая встреча с родителями и детьми в школе помогала построить мост доверия, взаимопомощи. В родительской позиции происходили большие положительные изменения, формировалось убеждение в том, что рядом с их ребёнком неравнодушный взрослый, который делает жизнь ребенка богаче и добрее.  

В конце учебного года, когда мы завершали рабочую тетрадь по самопознанию, я попросила написать детей о том, какую роль сыграл предмет «Самопознание» в их жизни. Отзывы написали не только ученики, но и родители. Приведу выдержки из писем:

 «Уроки самопознания помогли мне понять, что мир и человеческие отношения не так просты, что необходимо много сил, чтобы работать над собой, своими недостатками. Я стала понимать, что иногда я неправа по отношению к своим одноклассникам и близким. Услышанные притчи, рассказы помогли мне разобраться в себе». (Стёпкина Алина)

 «В этом году я перешла из другой  школы, сразу почувствовала  настороженное отношение одноклассников к себе. Но благодаря урокам самопознания и учителю, который помог не только мне, но и ребятам класса, я поняла, как строить отношения в школьном коллективе, как важно слушать других, понимать и помогать. Сначала я и мои одноклассники скучали на уроках самопознания, но потом «Круги радости» и круги «От сердца к сердцу» заинтересовали нас, помогли нам всем сблизиться. На уроках самопознания всегда царит атмосфера добра и позитива». (Кенесбекова Айжан)

 «Мы вместе со своими детьми открыли для себя новый предмет – «Самопознание». Он помог нам понять, что нужно сдерживать свои эмоции, обдумывать свои поступки и слова. Ведь часто бывает, что мы срываемся на детях, не понимаем их, навязываем им своё мнение, стараемся показать своё превосходство над ними. Благодаря урокам самопознания  и родительским собраниям, на которых классный руководитель помогает нам раскрыть мир наших детей и понять свои ошибки, мы, родители, узнали очень много о себе, окружающем мире и своих близких. Мы заметили, как стали меняться наши дети, как стал раскрываться их внутренний мир. Наши дети стали чаще доверять нам свои секреты, обращаться за помощью в решении каких-то проблем и ситуаций». (Шотаева А.К.)

Да, главным законом человечества, семьи и конкретного человека была и остаётся любовь. Человек, бережно хранящий, лелеющий и проносящий через всю свою жизнь и дела свои любовь к окружающему миру, к людям, к себе, не совершит зла. Семья, основанная на любви, не впустит в свой дом ненависть. Человечество может сохранить себя только тогда, когда каждый человек поймет и внутренне почувствует, что он может жить только в любви.Живите в Любви, дарите Любовь миру и своим детям. Любите детей такими, какие они есть!

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.