KZ

Главная страницаДорогой самопознания
Особенности сторителлинга как технологии обучения в Самопознании
Особенности сторителлинга как технологии обучения в Самопознании
15 октября 2018    Автор / Анарбек Н., к. п. н., ведущий научный сотрудник, ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек».

Сторителлинг (в переводе с английского «рассказывание историй»: story – «миф, история» и telling – «ритуал, представление») рекомендован ЮНЕСКО как современная стратегия преподавания для ХХI в. Нами он рассматривается как искусство донесения поучительной информации с помощью рассказов, историй, легенд, которые вызывают у человека эмоции и развивают его мышление. Причем сами истории могут быть как о выдуманных, так и о реальных героях. Главная задача сторителлинга – с первой секунды захватить внимание слушателя и держать его на протяжении всего повествования, вызывая определенное отношение к героям или происходящим событиям, и таким образом донести до него основную мысль произведения – посыл, мораль. В Казахстане данная технология обучения активно применяется на уроках самопознания. Чаще мы называем ее «искусство рассказывания историй».

Сегодня задачи системы образования смещаются: помимо передачи учащимся необходимого объема знаний, перед учебными заведениями ставится цель воспитания гражданина – человека, глубоко преданного идеалам независимости своей Родины, духовным, историческим, культурным ценностям нации и вместе с тем открытого для восприятия главных морально-нравственных ценностей всего человечества.

Многие родители и педагоги часто задумываются, почему сюжеты книг, фильмов или телешоу так быстро и надолго запоминаются детьми, а слушание лекции или чтение учебника часто превращаются в настоящую пытку. Сегодня перед многими встает актуальный вопрос, как вовлечь слушателя в процесс обучения, чтобы он вынес максимум полезного для себя.

Ни для кого не секрет, чтобы правильно понять и запомнить новую тему, она должна быть хорошо структурирована. Очень важно при ее раскрытии использовать успешные технологии обучения. В традиционном понимании любая технология обучения – это цепочка действий и операций, направленных и ориентированных на результат. История – один из способов создания такой структуры, которая направлена на достижение определенной цели и имеет некоторый алгоритм. Разные формы повествований встречаются почти в любой учебной деятельности: описание эксперимента, доклад по теме, анализ исторического периода и др. Кроме того, сторителлинг помогает не только создавать историю, но и хорошо ее подавать, что также повышает вовлеченность учащихся в усвоение ими изучаемого материала. Таким образом, сегодня сторителлинг стал широко использоваться для решения образовательных задач в качестве технологии обучения и способа вовлечения учащихся в процесс глубокой духовно-нравственной беседы.

Подбор истории может быть основан на следующих принципах методики преподавания самопознания.

-Принцип гуманистической направленности предполагает выдвижение на первый план гуманистических идей и ориентиров. При этом подчеркивается, что духовно-нравственное образование – это процесс преображения не только ученика, но и учителя, так как ценности невозможно получить из учебника, их невозможно даже усвоить из хорошо прочитанной лекции – их необходимо практиковать.

-Принцип общечеловеческих ценностей, согласно которому содержание предмета «Самопознание» следует основывать на вечных общечеловеческих ценностях, понимаемых как проявление высшей духовной природы человека. Здесь следует особо подчеркнуть, что духовно-нравственное образование, осуществляемое в процессе преподавания предмета «Самопознание», – это не религиозное, а светское образование, рассматривающее в единстве физическую, психическую и духовно-нравственную природу человека.

-Принцип социального взаимодействия предписывает обращение к дополнительной специальной внеучебной деятельности, в процессе которой происходит полноценное развитие качеств личности.

-Принцип национального наследия актуализирует необходимость познавать общечеловеческие духовные ценности через призму национальной духовной культуры.

-Принцип природосообразности учитывает возрастные и индивидуальные особенности личности, уровень внутренней потребности в духовно-нравственном развитии, состояние физиологического и психического здоровья, единство духовной природы человека.

Необходимо отметить, что на каждый урок учитель самопознания выбирает свою историю, рассказ, притчу, сказку, и это должен быть новый текст, не из учебника. Выбирая подходящую историю, следует учитывать, что нравится учащимся, а что – нет, а также их возрастные особенности, от которых зависит и продолжительность рассказа. История должна иллюстрировать и подчеркивать значение ценности, которой в данный момент учат, тогда не придется тратить на ее объяснение слишком много времени.

У школьников в возрасте до 10 лет – живое воображение. Они очень часто живут в собственном придуманном мире, где счастливо сосуществуют и действительное, и желаемое. Им легко поверить в то, что животные и деревья могут говорить, а волшебные существа для них также привычны и обыкновенны, как и люди. Поэтому рассказываемые нами истории должны стимулировать воображение – драгоценный дар детства. Здоровое воображение помогает развитию творчества, что будет благом для ребенка всю его жизнь. По мере того, как ребенок растет (от 11 до 15 лет), воображение играет уже меньшую роль, и появляется желание узнать больше о мире. В этом возрасте исторические или житейские рассказы более интересны и привлекательны. Подростков (от 15 лет и старше) интересуют наука и техника, они ищут всему доказательства и не удовлетворяются сказками или фантастическими легендами. Подходящими для них являются увлекательные реалистичные, научно-популярные, биографические рассказы.

Необходимо также принимать во внимание пол ребенка. Мальчики и девочки уже в детском саду начинают замечать разные вещи в окружающих их предметах. Девочки, к примеру, больше обращают внимания на форму и цвет, а также на внутреннюю характеристику предмета. Мальчики замечают расположение отдельных деталей, конструкцию и задумываются над внутренним устройством. Если попросить мальчика и девочку нарисовать велосипед, мальчик лучше справится с этим заданием, а у девочек часто выходят только колеса на палке – они уделяют внимание другим вещам. Мальчикам наибольшее удовольствие доставляют захватывающие приключения, истории и фантастика; девочки настроены более романтично и выбирают спокойные и добрые рассказы, отличающиеся высокими эстетическими достоинствами.

Рассказ, который мы выбираем для урока, должен иметь отношение к жизни учеников, помогая им смотреть на окружающий мир как можно более объективно, без лишних иллюзий и предубеждений.

Учитель должен уметь пересказать историю, не читая ее по книге, артистично, с паузами и сменой интонаций в нужных местах. Рассказчику нужно уметь приспосабливаться к уровню слушателей. Чтобы история дошла до сознания школьников и увлекла их, она должна нравиться самому учителю. 

При подаче историй следует учитывать следующие факторы.

-Дети воспринимают мир целостно, поэтому излагаемые в рассказе факты должны сопровождаться эмоциями.

-Рассказываемые истории должны быть совместимы с семейными обстоятельствами учащихся.

-Для повышения интереса учащихся к рассказу в нем должны присутствовать элементы личного опыта.

-Стимулирование воображения способствует развитию метафорического языка.

-Для детей очень важен личный пример учителя (Van Groenou, 1995).

Особенно поучительными являются истории из повседневной жизни, которые более понятны учащимся. Рассказывайте такие истории, которые найдут свое продолжение за пределами класса, которые захочется рассказать друзьям или родителям (Wright, 1994).

Остановимся на основных формах сторителлинга.

-Мифы, легенды, предания и сказки – жанры фольклора как элементы устного народного творчества, чаще всего вымышленные.

-Короткие реальные или придуманные истории, затрагивающие чувства каждого ученика (как говорится, берущие за душу).

-Биографии выдающихся людей, известных личностей, которые могут служить образцом для подражания, духовным идеалом,  показательные примеры из их жизни и т. д.

-Видеоролики, с героями которых зритель сможет ассоциировать самого себя.

-Инфографика – небольшие блоги текста с картинками или схемами.

-Ролевые игры по сценариям историй.

Большую роль в рассказывании биографии играет начало: оно должно сразу заинтересовать слушателей. Это может быть обращение к ярким страницам воспоминаний, знакомство с портретом героя, попытка составить по нему представление о личности, рассказ о каком-то важном эпизоде из жизни и др.

Среди частных вопросов организации материала биографии особняком стоит вопрос об использовании портрета, причем можно предложить их несколько, что поможет школьникам более объемно воспринять известную личность. Например, познакомить с Львом Толстым можно с  помощью трех портретов, которые показывают его жизнь в динамике: юный Толстой; офицер на портрете кисти Крамского; энергичный старец на картине Репина. Конечно, возможны и другие варианты, ведь у учителя всегда есть возможность и право выбора методических решений.

Кроме того, немаловажным является и умение педагога рассказывать свою биографию – самопрезентация.

Таким образом, на уроках самопознания решаются следующие дидактические задачи сторителлинга:

-мотивация и вовлечение учащихся в групповую деятельность;

-определение и трансляция единых для коллектива учащихся ценностей;

-неформальный способ обучения;

-создание общего пространства для общения и коммуникаций;

-появление проектных идей, которые часто рождаются из прослушанных историй;

-работа с различными ресурсами, необходимыми для процесса обучения.

К сожалению, современные учащиеся не уделяют должного внимания изучению первоисточников, поэтому технология сторителлинга, упрощая процесс обучения, в достаточной степени мотивирует школьников на саморазвитие и самосовершенствование.

Духовно-нравственное образование – одна из самых важных задач отечественной системы образования. В его основе – практика гуманистических ценностей, ориентированных на доброту, милосердие, сострадание, взаимопомощь. И подготовка будущих учителей самопознания должна строиться на понимании сущности психолого-педагогических и аксиологических основ Программы нравственно-духовного образования «Самопознание». Только так мы сможем добиться реализации в процессе обучения наиболее  актуальных компетенций:

-сформированность мировоззренческой педагогической позиции, гуманистической направленности мышления, поведения и деятельности;

-умение проявлять внутреннюю активность и самостоятельность, ответственность за принятые решения, способность к самопознанию, самообразованию, саморазвитию;

-стремление позитивно мыслить, жить в единстве мысли, слова и дела, контролировать эмоции и т. д.

Использованная литература:

Научно-практические основы внедрения Программы НДО «Самопознание» в систему непрерывного образования РК. Отчет по НИР. Научный руководитель Б. К. Кудышева. 2009.

Мукажанова Р. А., Омарова Г. А. Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. – Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2013.

От чистого истока. Хрестоматия для учителя самопознания. – Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2015.

Van Groenou, Meher. Tell Me a Story: Using Children's Oral Culture in a Preschool Setting. Montessori Life, v7 n3 p19-21 Sum 1995.

Wright S. (ed.) Anthropology of Organizations. NY, 1994.

Спижевой Г. Гораздо дешевле создать качественный сторителлинг, чем восстанавливать его. /Управление персоналом. №19. 2015. URL: http://www.top-personal.ru/issue.html?3984 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.