KZ

Главная страницаДорогой самопознания
«Как устранить конфликт в коллективе, или «Формула противостояния»
«Как устранить конфликт в коллективе, или «Формула  противостояния»
01 января 2018    Автор / Гушт Н. Ф. психолог, СШ № 36. г. Астана.

Школа имеет большое значение в жизни растущего человечка – приучает его к систематической умственной работе, к общению со сверстниками, воспитывает и развивает личность.

Профессия учителя испокон веков является, пожалуй, самой уважаемой и почитаемой. Ее представители не только дают знания, воспитывают, определяют духовный рост человека, но и становятся для многих из нас близкими, любимыми людьми. Можно было бы долго петь самые искренние дифирамбы любимым учителям, но не о них сейчас пойдет речь. Мне не понаслышке известно, какое влияние порой оказывает на ребенка встреча с педагогическими ошибками, грубостью, бестактностью учителей.

Каждый учитель мечтает об идеальном ученике, а каждый ученик – об идеальном учителе. Все мы, повзрослев, имеем разные воспоминания о школьных учителях. Есть учителя, которых мы не помним – ни имени, ни внешности, есть учителя, которых мы вспоминаем с благодарностью (поддерживали, были интересными, справедливыми, с ними связаны какие-то истории из нашей жизни и т.п.). А были и такие учителя, о которых остались не самые лучшие воспоминания. В глазах ребенка, а тем более – подростка, идеальный учитель – это человек справедливый, готовый выслушать и понять, честный и искренний, способный сделать обучение интересным и увлекательным.

На протяжении 10 лет в СШ № 36 работает экспериментальная площадка по формированию у школьников духовного и нравственно-этического воспитания. В этом году эксперимент расширил свои рамки. Тема экспериментальной деятельности «Школа – территория здоровья», целью которой является выход на новый качественный уровень взаимодействия и взаимоотношений в школьном коллективе учителей, учеников и их родителей через формирование культуры ЗОЖ в системе духовного и нравственно-этического воспитания.

Для создания условий установления правильных взаимоотношений в процессе учебной деятельности в нашей школе введен проект «Как устранить конфликт в коллективе или «Формула противостояния». Для работы над этой темой была создана временная творческая группа, в состав которой входят учителя из начального, среднего и старшего звена.

Цель проекта – определение психологического климата в школе, выявление проблем школьников, совершенствование этики взаимоотношений между участниками педагогического процесса.

Для выполнения поставленных целей были проведены микроисследования с учащимися, родителями, педагогами.

Для отслеживания уровня школьной тревожности и сохранении психологического здоровья проводилось анкетирование учащихся с помощью теста Филлипса. В результате тестирования были определены те или иные тревожные синдромы (факторы) и их количество.

Одним из ключевых факторов является «общая тревожность в школе» – это общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Среди 5-х классов высокая тревожность наблюдается у 14,6%, повышенная тревожность у 33%. норма у 52,3% школьников. Среди учащихся 7 классов высокая тревожность наблюдается у 10,5%, повышенная тревожность у 30%, норма у 59,5%.

Фактор «страх ситуации проверки знаний» – это негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей. Среди 5-х классов высокая тревожность наблюдается у 32%, повышенная тревожность у 38,7%, норма у 29,3% детей. Среди учащихся 7-х классов высокая тревожность наблюдается у 23,5%, повышенная тревожность у 31%, норма у 45,5%.

Фактор «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» – это особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Среди 5-х классов высокая тревожность наблюдается у 18%, повышенная тревожность у 19,7%, норма у 62,3% школьников. Среди учащихся 7-х классов высокая тревожность наблюдается у 13,5%, повышенная тревожность у 11%, норма у 75,5%.

Фактор «Проблемы и страхи в отношениях с учителями» – это общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. Среди 5-х классов высокая тревожность наблюдается у 5%, повышенная тревожность у 38,7%, норма у 56,3%) детей. Среди учащихся 7-х классов высокая тревожность наблюдается у 3,5%, повышенная тревожность у 21%, норма у 15,5%, Из этого можно сделать вывод, что ученики по-разному, в зависимости от возраста, выделяют конфликтные факторы, количество которых значительно уменьшается от класса к классу.

Среди родителей проводилось анкетирование «Мои нравственные ориентиры в системе ЗОЖ». На вопрос: «Удовлетворяет ли вас социально-психологический климат в нашей школе», 64% родителей ответили «да», 5% – «нет», 31% ответили «скорее «да», чем «нет».

Отношения «учитель – ученик» серьёзная педагогическая проблема. Учитель должен строить свои отношения с учениками так, чтобы они оказывались наиболее благоприятными для развития их личностных качеств. Чтобы воздействие педагога на ученика было эффективным, нужно обеспечить не только прямую связь, но и обратную, восприятия воспитанника педагогом. При подведении итогов по тесту уровня оценки общительности, коммуникативности (тест Ряховского) оказалось, что 46% учителей весьма общительны, у 54% – нормальная коммуникабельность, замкнутых, некоммуникабельных нет. При определении стиля педагогического общения выявлено, что для 4% учителей характерен либеральный стиль, у 12% преобладает авторитарный стиль, а 84% тяготеют к демократическому стилю. При оценке педагогической справедливости было определено, что 4% педагогов не всегда справедливы в процессе обучения и воспитания, 56% – пример для многих педагогов современности, 40% идеально чувствуют ситуацию.

Наблюдения показывают, что опытный педагог, за плечами которого не один десяток лет работы, не всегда может похвастаться тем, что его любят ученики. В любой школе встречаются учителя, которые неплохо разбираются в своем предмете, готовятся к урокам и читают методическую литературу, но несмотря на это не вызывают теплых чувств ни у коллег, ни у учеников. В чем же тут дело?

Оказывается, есть еще одна очень важная составляющая педагогической деятельности, которую часто упускают из виду, – способность учителя устанавливать добрые отношения со своими подопечными и коллегами, умение держаться достойно в самых неожиданных ситуациях.

Условия установления правильных взаимоотношений в процессе учебной деятельности

1.Знание и понимание учителем психологических особенностей своих учащихся.

2.Внимательность и чуткость учителя к изменениям их психологических особенностей.

3.Умение предвидеть возможные затруднения учащихся, не только улавливать и устанавливать обратную связь с учащимися, но и, опираясь на них, перестраивать отношения с учениками, направлять их на создание творческой рабочей атмосферы. Этому способствует и удачно созданное бодрое, с положительным эмоциональным тонусом, настроение на уроке, которое вдвое-втрое повысит положительный настрой учащихся в их деятельности. Это «фон урока».

5.Анализ возникающих между учениками и учителем конфликтных ситуаций, появления отчуждений, с учетом того что 90% конфликтов происходит по вине взрослых.

6.Учет того, что большое значение для учащихся в отношениях с учителем имеет внеучебное общение.

7.Проявление педагогического такта, т.е. выбор формы и меры поступка, в котором возникшее в процессе общения моральное противоречие разрешается оптимальным образом, с сохранением достоинства каждого человека и взаимной доброжелательностью.

8.Знание того, что бестактность учителя проявляется:

в формальном подходе к детям;

в игнорировании их возрастных и индивидуальных особенностей;

в администрировании вместо руководства;

в подавлении инициативы учащихся и их родителей;

в морализировании, черствости и бездушии;

в неумении владеть собой, своим настроением;

в отсутствии привычки к торможению.

Правила для учителя

1.Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у него это чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать его стремление к самосовершенствованию.

2.Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать обстановку взаимопонимания, от которой существенно зависит и характер нравственных отношений в школе.

3.Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся – один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитанниками. Учитель должен предъявлять к учащимся посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми. Однако необходимо воспитывать у школьников и такие качества, как требовательность к себе, самокритичность.

4.Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости – важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным, внимательным к любому проявлению чуткости своих воспитанников к другим людям. Чуткость к детской чуткости во сто крат дороже, чем сухие назидания о ней. Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать способность откликаться на чужое несчастье.

5.Помощь детям в трудные моменты – одна из моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учениками. Учитель должен проявлять в помощи детям абсолютное бескорыстие, доходящее порой до самопожертвования. Его долг – чутко относиться к детям, охваченным душевным смятением, не причинять ребенку лишнюю душевную боль.

6.Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами административного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность в конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют лишь накоплению отрицательного заряда в нравственной атмосфере.

7.Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не «активизировать» окликом или угрозой.

8.Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности – одно из важнейших правил, которым должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися.

9.Учителю следует внимательно подходить к оценке нравственных поступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков.

10.Разумно используя различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на совершенствование системы нравственных отношений, ее саморегулирование.

11.Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит последнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребенка в качестве информатора и вне школы. Это подло и противоречит нормам общечеловеческой морали Непредвзятость, минимум подозрительности или полное отсутствие ее – обязательное правило для учителя.

12.Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним.

13.Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних, подрывая веру в себя у других.

14.Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкрепляться его трудовой деятельностью и всем образом жизни. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся.

15.Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему интимными тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных конфликтах.

16.На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориентиры, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фактов, но, не забывая при этом о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям.

17.В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон. Индивидуальный подход – один из основных элементов и требований педагогической тактики.

18.Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле, – одно из важнейших требований этики настоящего учителя.

19.Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей. Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.

Сегодня мы с уверенностью говорим о том, что психология помогает педагогу стать хорошим педагогом. К сферам социальной практики, в которой сведения из социальной психологии не только интересны, но и необходимы, относится образование. И психолог, и педагог в профессиональной жизни опираются на законы социальной психологии. Незнание этих законов приводит к многочисленным неудачам и разочарованиям, в то время как их знание, наоборот, способствует эффективному решению возникающих проблем.

Одно и то же требование, но высказанное по-разному, может, как игнорироваться, так и выполняться беспрекословно. Прежде чем начать обучение, следует расположить к себе детей, так как мы охотнее всего соглашаемся выполнять требования тех, кого мы знаем и кто нам нравится.

Успех разговора с родителями ребенка в немалой степени будет зависеть от выбранного учителем тона беседы.

Умелое пользование принципом контраста способствует более мягкому восприятию неприятных вещей, что целесообразно иметь в виду при подготовке к разговору с начальством. Эти и многие другие сведения помогут учителю не только добиться лучших результатов, но и обрести внутреннюю уверенность.

Подводя итог, хочется заметить, что в войне, которую ведут учителя с учениками, нет и не может быть победителей. Проигрывают все. И те, кого не устраивают бесконечные битвы, должны помнить, что возможность прекратить их всегда существует. Преподаватель волен первым протянуть руку своим ученикам. Ваш авторитет от этого никак не пострадает!

И пройдет много-много лет. К вам будут приезжать благодарные ученики, признательные за то, что вы были для них близким другом, мудрым советчиком. Просто Учителем с большой буквы.

Приложение

Тест

«Педагогическая справедливость»

1.В классе вы назначаете старостой:

а)ученика, который дружит с учителями

б)ученика, который хорошо учится

в)ученика с хорошими лидерскими качествами

2.Больше всех в классе вы хвалите:

а)тех, кто дружит с учителем, всё им сообщает

б)тех, кто хорошо учится, у кого высокие результаты

в)кто очень старается, независимо от результата стараний

3.На открытых уроках вы доверите самое ответственное:

а)тому, кто хорошо учится, кто выучит

б)поработаете дополнительно с двоечниками, чтобы они тоже могли проявить себя

в) тому, чьи родители хотят видеть своих детей выступающими

4.Когда вы отсутствовали, в классе разбили стекло

а)вы поговорите с активом класса тет-а-тет с каждым, они по дружбе с учителем всё расскажут

б)поговорите с теми, кого подозреваете лично

в)побудите их самих признаться, расскажете поучительную историю и пообещаете не наказывать виновных

5.В классе есть ученик, с которым вы конфликтуете и не можете терпеть его. Вы:

а)изживёте его, пока тот не перейдёт в другой класс (школу)

б)примените строгие меры и исправите его качества, перевоспитаете

в)будете терпеть дальше, надеясь на лучшее, ища подход к нему

6.В учительской рассказывают смешной случай с другим учителем

а)вы смеетесь со всеми

б)сделаете замечание учителям о недопустимости высмеивания

в)промолчите, смеяться не будете, постараетесь сменить тему

7.Родители считают, что вы ставите любимчикам более высокие отметки:

а)вы не реагируете, пусть думают, что хотят

б)на родительском собрании постараетесь аргументировать все оценки

в)пригласите того родителя посмотреть один из уроков

А – 0 баллов

Б – 1 балл

В – 3 балла

От 0 до 6 – Вам необходима помощь психолога. Вы не понимаете свои педагогические ошибки. Дети «терпят» Вас, иногда боятся.

От 7 до 12 – Вы не всегда справедливы в процессе обучения и воспитания. Некоторые свои промахи Вы можете компенсировать пониманием детей, их мотивировки.

От 13 до 16 – Вы пример для многих педагогов современности, но вам необходимо совершенствоваться, т.к. мир меняется с каждым днём и Вам нужно успевать за современностью. Старайтесь не спешить действовать и тогда ваши поступки будут более справедливы по отношению к детям.

От 17 до 21 – Вы идеально чувствуете все ситуации. У Вас хорошо развито чувство справедливости. Только старайтесь не поучать других педагогов, пусть они сами «вырастут» на вашем молчаливом примере.

Журнал “Психология в казахстанской школе.

Психология Казахстан мектебтде ”,

 №1(44), 2014

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.