Разделы

Главная страницаДорогой самопознания
Природа – глазами души
Природа – глазами души
Автор / А.Лопатина, М.Скребцова, Природа – глазами души. – М.: Сфера, 1999, –576с. – Серия «Книга для занятий по духовному воспитанию», Книга II

                                                Аннотация

Книги для занятий по духовному воспитанию А.Лопатиной, М.Скребцовой включают подборки материалов духовно-нравственной направленности с дидактическими указаниями и разработками для учителей, ведущих Этику, Эстетику, Человековедение, Мировую художественную культуру, Экологию, Нравственность, Историю религий и другие предметы. Эти материалы широко используются преподавателями любых общеобразовательных предметов, а также для проведения классных часов и других внепрограммных мероприятий. Материалы книг собраны с учетом разных возрастных особенностей и поэтому используются для работы с детьми с первого по одиннадцатый классы.

                                                   Сказка

Удивление покидает мир... Удивление связано с детством человека... Сказка питается детством, и детство здоровьем, и здоровье дается землею и солнцем. Человеку надо вернуть себе детство, и тогда ему вернется удивление, и с удивлением вернется и сказка.

М.Пришвин

                                                                                                        Откуда приходит сказка

                                                                                                                        О сказке

Создавая сказки, писатели черпают вдохновение из животворного источника народного творчества — неиссякаемого родника мудрости и нравственной силы. В его волшебных струях отражается прошлое и будущее народа, его чаяния и надежды.

Нет человека, который не рассказывал бы или хотя бы не знал сказку, который не был бы покорен задушевностью, красотой, веселостью, наивностью и мудростью народной сказки.

Сказки разных народов глубоко национальны, хотя во многих из них одни и те же сказочные сюжеты. Это является удивительным символом единства народов и их духовной взаимосвязанности.

Сказка — прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предлагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Не случайно огромный интерес к фольклору, к сказке во всех европейских странах совпал во времени со многими крупными научно-техническими открытиями. Чело­вечество, постигая мир, вселенную, создавая чудеса науки и техники, нуждалось в духовно-нравственной опоре. Просветительская вера в силу человеческого разума, живущая во многих сказках, искала поддержку в бескорыстном парении духа, в чистоте души.

Многие сказки пишутся не только для детей, но и для взрослых, в которых осталась детская душа, не задавленная тяготами взрослой жизни. Как было бы хорошо, если бы родители читали бы подобные произведения вместе с детьми, не жалея усилий и времени читали вслух, как в старое доброе время, когда не было ни радио, ни телевидения, читали, воскрешая благодатные воспоминания детства и вводя

своих чад во взрослую жизнь с помощью и под защитой волшебных добрых сил.

Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при всем этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребенок думал.

-Знаете ли вы писателей и поэтов, в творчестве которых сказка занимает значительное место?

-Приведите примеры одних и тех же сказочных сюжетов в сказках разных народов. Сказки каких народов вам нравятся больше всего и почему?

-Много ли книг сказок у вас дома?

 

                                                                                                                О чуде воображения

К.Паустовский

Как вы думаете, может ли сказка существовать без воображения, или, иными словами, может ли человек, лишенный воображения, написать сказку?

Одно из замечательных свойств воображения заключается в том, что человек ему верит. Без этой веры оно было бы пустой игрой ума, бессмысленным детским калейдоскопом.

Эта вера в воображение и есть та сила, что заставляет человека искать воображаемое в жизни, бороться за его воплощение, идти на зов воображения...

Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, через короткое время они обрастут множеством белых кристаллов и превратятся в подлинные произведения искусства. Примерно то же происходит и с человеческой мыслью, погруженной в источник нашей памяти... Мысль превращается в произведение искусства.

-Что значит, когда говорят о каком-либо человеке, что у него богатое воображение?

-Как вы думаете, какое воображение у вас? Можно ли, по-вашему мнению, обогатить свою воображение, насытить его?

 

                                                                                                                    Рождение сказки

К.Паустовский

Приходит ночь, и постепенно оживает сила души, — ей нет пока имени. Как назвать ее? Воображением, фантазией, проникновением в мельчайшие поры человеческого сознания, вдохновением? Душевным восторгом или спокойствием? Радостью или печалью? Кто знает!

Я гашу лампу, и ночь начинает медленно светлеть. Темнота пропитывается отсветом снега. Морской залив во льду. Как огромное тусклое зеркало, он подсвечивает ночь и превращает ее в прозрачный сумрак.

Видны черные вершины балтийских сосен. С мерно нарастающим гулом проходят вдали электрички. И снова тишина, такая тишина, что кажется, слышно малейшее шуршание хвои за окном и непонятное легкое потрескивание. Оно совпадает со вспышками звезд. Может быть, это иней слетает с них и осторожно потрескивает и позванивает.

В доме пусто. Я один. Рядом — море на сотни миль. За дюнами обширные болота и низкие леса... Никого нет около. Но стоит зажечь лампу, сесть к столу и начать писать о чем бы то ни было, как ощущение одиночества пропадает. Я не один. Из этой тесной комнаты я могу говорить с тысячами людей, со всем миром. Я могу им рассказывать всяческие истории, смешить их и печалить, вызывать раздумие и гнев, любовь и сострадание, вести их за руку, как поводырь, по жизни. Она создана здесь, в этих четырех стенах, но прорывается во вселенную...

Внезапно среди ночи возникает звук. Это отдаленный пароходный гудок. Откуда он здесь, во льдах?..

Неожиданно мне приходит на память рассказ штур­мана одного из ледоколов о том, что, пробиваясь сквозь Финский залив, он увидел на льду замерзшую охапку простых полевых цветов. Они были присыпаны снегом. Кто потерял их здесь, в ледяной пустыне? Очевидно, их уронили с какого-нибудь парохода, когда он ломал первый, тонкий лед...

-Напишите сказку о том, как на земле родилась сказка.

-Напишите сказку о букете полевых цветов в замерзших льдах.

-Нарисуйте дары которые приносит людям богатое воображение.

 

                                                                                                                 О чуде вдохновения

К.Паустовский

Вдохновение входит в нас как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забры­зганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

Вдохновение — как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.

Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни... Очень точно сказал о вдохновении Фет:

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветер с цветущих берегов.

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг невиданным, родным,

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим...

Тургенев называл вдохновение, озарением человека мыслью и чувством...

Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения».

Но как бы мы не определяли вдохновение, мы знаем, что оно плодотворно и не должно исчезнуть бесследно, не одарив собою людей.

-Как бы вы описали вдохновение?

-Испытывали ли вы когда-нибудь это состояние?

-Как вы думаете, вдохновение — непре­менное условие творчества, или можно творить без вдохновения?

-Можно ли, по-вашему мнению, назвать вдохновение — чудом жизни?

-Нарисуйте цветок вдохновения, который расцветает в вашей душе, когда вы занимаетесь творческой деятельностью.