KZ

Главная страницаДорогой самопознания
Дружба – основа мирной жизни
Дружба – основа мирной жизни
05 мая 2017   

Слово достық (дружба) – одно из самых древних в казахском, как и во многих других языках, ведь очень многие жизненные вопросы решаются именно теми, кто придает этому понятию то значение, которое оно заслуживает. И поэтому Президент нашей страны Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем Послании казахстанскому народу особо подчеркнул: «Именно понятие дружба есть основа мирной жизни. Все мы являемся казахстанцами, имеющими равные права и равные возможности. Мы многонациональное общество. И в вопросе межнациональных отношений не должно быть никаких двойных стандартов. Все должны быть равны в государстве».

Дружба как одно из самых важных духовных правил казахского народа имеет очень глубокие корни. Предки казахов (саки, скифы и др.) относились к дружбе между людьми очень бережно. Античный ученый Лукиан оставил в своих трудах рассказ о крепкой дружбе двух сакских воинов – Дандамиде и Амизоке. Во время сражения враги пленили Амизока. И тогда он громко позвал на помощь своего друга Дандамида. В затишье между боями Дандамид пришел во вражеский стан и потребовал вернуть друга. Военачальники спросили его: «Что ты готов сделать для своего друга?» Дандамид ответил: «Я готов выполнить любые ваши требования».  «Готов ли ты отдать за него свои глаза?» Дандамид согласился не задумываясь. Амизок возвратился домой, держа за руку своего ослепленного друга... Земляки восторженно встретили их, устроив в честь верных друзей большой праздник. Враги же поняли, что победить такой сильный духом народ невозможно, и отступили…

В Казахстане множество примеров дружбы народов. Известным писателем нашей страны был Морис Симашко (настоящая фамилия Шамис). Фильм «Султан Бейбарс», снятый по его произведению «Емшан», и сегодня является одним из самых популярных. Когда в Европе были допущены выпады в отношении представителей еврейской национальности, он написал открытое письмо российскому учёному, лауреату Нобелевской премии в области физики Жоресу Ивановичу Алфёрову, где указывал на то, что в Казахстане уважают представителей всех народов, и привел яркий пример. Вот что он написал: «Недавно Казахстанский пен-клуб выдвинул меня на Нобелевскую премию по литературе. Я три года не давал на это согласия. В конце концов согласился только потому, что само по себе это показательно. Если тюркско-мусульманская страна выдвигает на высшую премию русскоязычного писателя-еврея, то значит, несмотря ни на что, в мире что-то кардинально меняется». Это письмо было опубликовано в газете «Время» 28 декабря 2000 г.

Многие годы в г. Шымкенте жила Надежда Васильевна Кутнякова. Ее супруг казах, дети знают родной казахский и еще несколько языков. Детство этой удивительной женщины прошло в одном из сталинских лагерей для «врагов народа», расположенных в Казахстане, куда были заключены ее незаконно репрессированные родители. Будучи маленькой девочкой, она не умерла с голоду только благодаря тому, что подбирала сушеный творог – курт, который сердобольные казахские женщины бросали через колючую проволоку...

Известный государственный деятель Казахстана Узбек али Жанибеков в своей книге воспоминаний приводит рассказ человека, приехавшего в Казахстан после Великой Отечественной войны из Украины, и назвавшего казахскую женщину своей второй матерью: «На войне я дружил с одним казахским жигитом. Мы с ним решили, что после войны поедем жить на Украину или в Казахстан. Дали друг другу слово. Но наше желание не сбылось. Во время одного из боев мой друг погиб. Когда я возвратился домой, то увидел, что от родной деревни ничего не осталось. Никто не знал, где мои родители. Мои поиски и обращения в военный комиссариат не дали никаких результатов. Я почувствовал себя так, будто остался один во всем мире. И тогда я решил поехать в Казахстан – на родину погибшего друга. Но, к сожалению, потерял его адрес. Все, что я знал о Казахстане, – это то, что столицей республики является город Алма-Ата. Приехав туда, я долго бродил по железнодорожному вокзалу. Пожилая казашка, заметившая мою растерянность, спросила, откуда я. Пришлось рассказать ей все, как есть. Тогда она сказала: «Сынок, у нас с тобой похожие судьбы. Я тоже каждый день прихожу сюда и жду сына. А он никак не возвращается с войны». На глазах у нее  появились слезы. Потом она сказала: «Пойдем ко мне, сынок. В моем доме найдется для тебя хлеб и чай». Мы пришли к ней домой. В доме была только одна комната, но было очень чисто и уютно. Я напился чаю и отдохнул. Когда начал собираться на поиски ночлега, женщина сказала: «Оставайся у меня, сынок». Так я и остался у нее жить, и она стала мне второй матерью. Она все ждала своего сына, но так и не дождалась. Когда она скончалась, я проводил ее в последний путь, похоронив по мусульманскому обычаю. Оставшись один, я вскоре женился. Родились дети, жизнь потихоньку наладилась».

Да, нелегкий путь прошел Казахстан до своей независимости. В годы Великой Отечественной войны сюда приезжали сотни тысяч людей из мест, где шли ожесточенные бои с гитлеровскими захватчиками, были эвакуированы заводы, фабрики, киностудии, вузы и т. д. После войны в республику из разных уголков огромного СССР прибыли первоцелинники. Наш народ всех принимал как родных. Таков обычай предков... Крепла дружба народов, вместе с ней крепла и страна.

29 мая 2012 г. в г. Уштобе Алматинской области у подножия горы Бастобе состоялся Митинг памяти, и был заложен первый камень Монумента благодарности казахскому народу «Қазақхалқынамыңалғыс». Организаторами обширных акций в рамках Проекта «Память во имя будущего», посвященных 80-летию памяти жертв массового голода и 75-летию депортации народов в Казахстан, выступили Ассамблея народа Казахстана, акимат Алматинской области и этнокультурные объединения (корейцев, немцев, чеченцев и др.).

Сегодня мы многонациональная республика, народ которой живет в мире и согласии. Гарантом единства государства выступает наш Президент, слова которого должны стать девизом жизни каждого гражданина: «Казахстан – это наша земля. Это земля, которая испокон веков принадлежала нашим предкам. Земля, которая будет принадлежать нашим потомкам. И мы несем прямую ответственность за то, чтобы на нашей земле царили мир и покой. Мы должны быть настоящими хозяевами своей земли – гостеприимными, радушными, щедрыми, терпимыми».

Казахстанцы, выше знамя дружбы!

comments powered by Disqus